Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
пн, 25 ноября 2024
07:46

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

Бурые горы Герата навсегда врезались в память Александра Райкова

Бурые горы Герата навсегда врезались в память Александра Райкова
Вот и прошло уже четверть века с того дня, когда последний советский солдат покинул территорию Афганистана. Завершилась афганская война, которую во времена СССР принято было называть «интернациональной помощью братскому афганскому народу». Она обошлась СССР в 15 тысяч погибших и не один десяток тысяч раненых и покалеченных молодых парней.

По-разному сложились судьбы наших земляков, ставших ветеранами в 20 лет. Кто-то стал кадровым военным, кто-то — бизнесменом, кто-то — водителем троллейбуса… Герой нашего сегодняшнего рассказа Александр Владимирович Райков стал художником.

Его судьба складывалась весьма обычно и предсказуемо для советского юноши — выпускника школы конца 70-х годов прошлого века. Впереди его ждала служба в Советской Армии, которую тогда надо было проходить всем. И если вдруг кто-то по каким-то причинам ее избегал, то это было в основном по состоянию здоровья. И значит, возможности профессиональной карьеры для такого человека резко ограничивались.

Уроженец города Подгородное Днепропетровского района, Александр Райков был призван на службу 15 октября 1980 года. Оказался в учебном центре по подготовке расчетов зенитных самоходных установок ЗСУ-23-4 «Шилка» в Казанджике — пригороде Ашхабада (Туркмения). На все обучение ушло ровно два месяца, и уже 14 декабря 1980 года состоялся выпуск их группы в войска. Саша получил специальность «оператор радиолокационного комплекса дивизиона ЗСУ-23-4 «Шилка». А дальше…

А дальше был Афганистан. Вот как вспоминает об этом сам Александр Владимирович.

— Нас отвезли в Ашхабад, 26 декабря погрузили в Ту-134, и мы полетели. Куда точно — не знали, но уже вполне догадывались, что в Афган, на войну. Сели в Шинданде. Там нас разбили по полковым командам и повезли к местам службы. Так ровно через год после начала афганской войны она стала и моей войной. Мы с несколькими земляками из Днепропетровской области, а были в основном ребята из самого Днепра и его пригородов, Синельниково и Пятихаток, попали в полк, расквартированный в Герате. Ехали туда на открытых грузовиках, без всякой охраны. Дорога узкая, петляет между гор, вдоль нее стоят знаки «Падение камней!», а в кюветах подбитая военная, строительная и автомобильная техника. Так тоскливо стало на душе, что даже мелькнула мыслишка: «Ну, все — капут! Вряд ли я отсюда уже выберусь». Но в письмах домой нам было строжайше указано писать, что все у нас распрекрасно, и описывать только своих боевых товарищей и местную природу, не вдаваясь в подробности реальностей нашей службы, — говорит Александр Райков.

Проходил Александр службу в 101-м отдельном гвардейском мотострелковом полку. Основными задачами были охрана дорог вокруг Герата, перехват караванов с грузами для душманов и помощь «сарбосам» (на фарси — солдатам) в зачистке кишлаков от моджахедов.

А тут еще оказалось, что непосредственная Сашина военная профессия оказалась невостребованной, поскольку у «духов» (слава Богу!) авиации не было, и радиолокационный комплекс оказался не особо-то и нужен. Зато «Шилки» оказались необычайно эффективным видом вооружения для наземного боя в гористой местности. Обрушивая шквал огня 23-миллиметровыми снарядами одновременно из четырех стволов каждой такой машины, «Шилки» буквально разносили вдребезги позиции «духов». И Александр Райков оказался просто мотопехотинцем. То есть начал нести службу по охране дорог и зачистке кишлаков. Он вспоминает:

— Опыта стрельбы из АКМ у меня было аж целых 9 патронов, выстреленных перед присягой в учебке. В общем, за два месяца немного приловчились стрелять и вести бои в условиях гор и населенных пунктов и — вперед!

А каждый рейд приносил потери. Уйдет на кишлак батальон, разведчики докладывают, что душманы в кишлак заходили. Посылаешь «сарбосов» узнать о «духах». Те через полчаса возвращаются. Спрашиваем: «Душмани йист?», то есть есть ли душманы? «Нист, нист!» («Нету!»). А потом из-за каждого забора начинается стрельба. Бывало, что за рейд батальон терял по 7—8 парней убитыми и до 30 — ранеными.

Но хуже всего стало, когда «духи» обзавелись итальянскими пластиковыми противопехотными минами. Их миноискатель не засекал, и многие наши хлопцы на них подрывались и гибли или калечились. Так, например, подорвался на такой мине и мой кум, служивший в Афгане санинструктором. Он бросился спасать парня, подорвавшегося на такой мине. Тому оторвало ногу, и надо было срочно наложить жгут, чтобы он не истек кровью. И кум мой рядышком тоже подрывается на такой мине и тоже лишается ноги. Слава Богу, выжили оба.

А вот моему дружку Саше Карандашу (это у него действительно такая фамилия) из Синельниково повезло меньше. В одном из рейдов он попал под обстрел и получил то ли 5, то ли 6 пуль. Выжил, пролечился в госпитале, снова упросил направить его в Афган. И погиб…

А мне вот повезло, ранений не было. Даже когда попадали под обстрел, как-то Бог отводил пули и осколки. Так вот целым с войны и вернулся домой. В госпитале, правда, побывал, но из-за желтухи, которую там было проще подцепить, чем тут зимой насморк, — рассказывает Александр Владимирович.

— Саша, а какая там природа? — спрашиваю я.

— Суровая, но очень своеобразной красоты. Особенно красивы узкие долины между гор. Как на иллюстрациях к какой-то фантастике или восточным сказкам. Хотя все выдержано в оттенках коричневого цвета, а горы — бурые. И этот бурый цвет гор навсегда врезался в мою память. Но весной они на пару недель покрываются сплошным ковром из диких тюльпанов. Зеленый ковер с красными узорами. Как их национальные ковры.

Иногда сейчас, спустя уже столько лет, я задумываюсь: а зачем мы туда тогда приходили? Когда-то, в 60-х, наши специалисты помогали афганцам строить дороги и тоннели. А в 80-х мы им оказывали «помощь», о которой сами афганцы нас не просили, и обошлась она этому народу не в одну сотню тысяч человеческих жизней. А что за этим стояло? Властные амбиции политиков и их вооруженных группировок, поскольку в Афганистане невооруженных группировок не бывает.

Сегодня этому народу точно так же без всяких просьб «помогают» американцы. А простые люди гибнут и страдают. Больно это все и неправильно, — говорит Александр Райков.

Минуло четверть века со дня, когда последний советский солдат покинул территорию Афганистана. «Шурави», как называли наших парней афганцы, ушли…

По-разному сложились судьбы этих ребят, ставших ветеранами войны всего в двадцать с небольшим лет. Александр Райков стал художником. И если вы придете в Днепропетровске на аллею художников в центре города и в этот день Александр вынесет эти картины, вы их узнаете тут же, даже не спрашивая у его коллег ни о чем. Узнаете по рвущимся ввысь бурым горам, похожим на горы из восточных сказок, обилию зелени на их склонах и пронзительно чистому, как бы светящемуся изнутри небу. Таким бывает небо только в Центральной Азии, где горы и пустыни смыкаются воедино, даря небу такой необычный и чистый цвет.

Gorod.dp.ua на Facebook.


Что дал СССР Афгану?  (02.03.14 00:56): Установка по переработке газового конденсата в дизельное топливо мощностью по переработке 4 тыс. Тонн в год на газопромысле Джаркудук
База МГБ в порту Хайратон
Три бетонированных площадки в Хайратоне
Предприятие по прогрессивной сборке велосипедов мощностью 15 тыс. штук в год в г. Кабуле 1988 г.
НУ И ВОПРОС: ТАК-ЖЕ СЕЙЧАС ПОМОГАЮТ АФГАНИСТАНУ АМЕРИКАНЦЫ???
Ответить | С цитатой
Что дал СССР Афгану?  (02.03.14 00:54): ч.8 Поликлиника страхового общества государственных служащих на 600 посещений в день в г. Кабуле
Станции искусственного осеменения в гг. Кабуле (Бинигисар), Мазари-Шерифе (Балх), Джелалабаде
Институт общественных наук при ЦК НДПА 1986 г.
Разработка ТЭО целесообразности создания двух госхозов на базе оросительной системы «Сарде»
ЛЭП-10 кВ от госграницы в районе Кушки до ст. Тургунди с подстанцией — "-
Газонаполнительная станция в г. Кабуле производительностью 2 тыс тонн в год
База МВД в Хайратоне для разгрузки и хранения спецгрузов (на подрядных условиях)
Реконструкция железнодорожной станции Тургунди 1987 г.
Восстановление моста через р. Саманган
Газонаполнительная станция в Хайратоне мощностью 2 тыс. тонн сжиженного газа
Лупинг 50 км газопровода СССР — Афганистан
Ремонтно-восстановительные работы на магистральных автодорогах
Средняя общеобразовательная школа на 1300 учащихся в г. Кабуле с преподаванием ряда предметов на русском языке.
Ответить | С цитатой
Что дал СССР Афгану?  (02.03.14 00:52): ч.7 Две сельскохозяйственные многоотраслевые фермы «Газибад» с территорией 2,9 тыс.га, «Халда» с территорией 2,8 тыс.га и ирригационно-мелиоративная подготовка земель в зоне Джелалабадского канала на площади 24 тыс. га 1969 — 1970 гг.
Три ветеринарные лаборатории по борьбе с заразными болезнями животных в гг. Джелалабаде, Мазари-Шерифе и Герате 1972 г.
Завод по переработке цитрусовых и маслин в г. Джелалабаде 1984 г.
Контрольно-семенная лаборатория по зерновым культурам в Кабуле
3 почвенно-агрохимические лаборатории в гг. Кабуле, Мазари-Шерифе и Джелалабаде
2 кабель-крана в районе Хорога и Калайи-Хумб 1985 — 1986 гг.
ЛЭП-220 кВ «Госграница СССР-Мазари-Шериф» 1986 г.
Комплексная лаборатория по анализу твердых полезных ископаемых в г. Кабуле 1985 г.
Элеватор емкостью 20 тыс. тонн зерна в г. Мазари-Шерифе
Станция технического обслуживания грузовых автомобилей на 4 поста в г. Пули-Хумрм
2 хлопковх семенных лаборатории в гг. Кабуле и Балхе
Ответить | С цитатой
Что дал СССР Афгану?  (02.03.14 00:50): ч.6 Автомеханический техникум на 700 учащихся в г. Кабуле
8 профессионально-технических учебных заведений для подготовки квалифицированных рабочих 1982 — 1986 гг.
Школа-интернат на базе детского приюта в Кабуле 1984 г.
Хлебокомбинат в г. Кабуле (элеватор емкостью 50 тыс. тонн зерна, две мельницы — 375 тонн помола в сутки, хлебозавод 70 тонн хлебобулочных изделий в сутки) 1957 г.
Элеватор в г. Пули-Хумри емкостью 20 тыс. тонн зерна
Хлебозавод в г. Кабуле производительностью 65 тонн хлебобулочных изделий в сутки 1981 г.
Мельница в г. Пули-Хумри производит. 60 тонн в сутки 1982 г.
Хлебозавод в г. Мазари-Шерифе производитель- ностью 20 тонн хлебобулочных изделий в сутки
Мельница в г. Мазари-Шерифе производитель- ностью 60 тонн муки в сутки
Джелалабадский ирригационный канал с узлом головных водозаборных сооружений на р. Кабул длиной 70 км с ГЭС мощн. 11,5 тыс.кВт 1965 г.
Плотина «Сарде» с водохр. емкостью 164 млн. куб. м и ирригационные сети при плотине для орошения17,7 тыс.га 19
Ответить | С цитатой
Что дал СССР Афгану?  (02.03.14 00:45): ч.5 Автомобильная дорога от автодороги Пули-Хумри-Шиберган до пункта Хайратон на берегу р. Амударьи протяженностью 56 км
Автомобильно-железнодорожный мост через р. Амударью 1982 г.
Комплекс сооружений перевалочной базы на левом берегу р. Амударьи в районе Хайратона
Детский сад на 220 мест и детские ясли на 50 мест в г. Кабуле 1970 г.
Городские электрические сети в г. Джелалабаде 1969 г.
Городские электрические сети в гг. Мазари-Шерифе и Балхе 1979 г.
Два микрорайона в г. Кабуле общей площадью 90 тыс. кв. м 1978 г.
6 метеостанций и 25 постов 1974 г.
4 метеостанции
Центр матери и ребенка на 110 посещений в день в г. Кабуле 1971 г.
Геологические, геофизические, сейсморазведочные и буровые работы на нефть и газ в Северном Афганистане 1968 — 1977 гг.
Комплексные поисково-съемочные работы на твердые полезные ископаемые
Политехнический институт в г. Кабуле на 1200 студентов 1968 г.
Техникум на 500 учащихся для подготовки специалистов-нефтяников и горняков-геологов в г. Мазари-Шер
Ответить | С цитатой
Что дал СССР Афгану?  (02.03.14 00:42): ч.4 Речной порт Ширхан, рассчитанный на переработку 155 тыс. тонн груза в год, в том числе 20 тыс. тонн нефтепродуктов 1959 г., расширение 1961 г.
Автодорожный мост через р. Ханабад у села Алчин длиной 120 м 1959 г.
Автодорога «Саланг» через горный хребет Гиндукуш (107,3 км с тоннелем 2,7 км на высоте 3300 м) 1964 г.
Реконструкция технических систем тоннеля «Саланг» 1986 г.
Автодорога Кушка — Герат — Кандагар (679 км) с цементно-бетонным покрытием 1965 г.
Автодорога Доши — Ширхан (216 км) с черным покрытием 1966 г.
Три автодорожных моста в Нангархарской провинции через р. Кунар в районах Бисуда, Камэ, Асмар длиной соответственно 360 м, 230 м и 35 м 1964 г.
Автодорога Кабул — Джабель — ус-Серадж (68,2 км) 1965 г.
Два автодорожных моста через реки Саланг и Гурбанд по 30 м каждый 1961 г.
Центральные ремонтные мастерские по ремонту дорожно-строительной техники в г. Герате 1966 г.
Автомобильная дорога Пули-Хумри-Мазари-Шериф-Шиберган протяженностью 329 км с черным покрытием 1972 г
Ответить | С цитатой
Что дал СССР Афгану?  (02.03.14 00:38): ч.3 Дожимная компрессорная станция на газопромысле «Ходжа-Гугердаг» 1981 г.
Завод азотных удобрений в г. Мазари-Шерифе мощностью 105 тыс. тонн карбамида в год с жилым поселком и строительной базой 1974 г.
Авторемонтный завод в г. Кабуле мощностью 1373 капитальных ремонта автомашин и 750 тонн металлоизделий в год 1960 г.
Аэропорт «Баграм» со взлетно-посадочной полосой 3000 м 1961 г.
Международный аэродром в Кабуле со взлетно-посадочной полосой 2800×47 м 1962 г.
Аэродром «Шинданд» со взлетно-посадочной полосой 2800 м 1977 г.
Линия многоканальной связи от г. Мазари-Шерифа до пункта Хайратон 1982 г.
Стационарная станция спутниковой связи «Интерспутник» типа «Лотос» — "-
Домостроительный комбинат в г. Кабуле мощностью 35 тыс. кв м жилой площади в год 1965 г.
Расширение домостроительного комбината в г. Кабуле до 37 тыс. кв. м жилой площади в год 1982 г.
Асфальто-бетонный завод в г. Кабуле, асфальтирование улиц и поставка дорожных машин 1955г.
Ответить | С цитатой
Что дал СССР Афгану?  (02.03.14 00:35): ч.2. ...воздушный переход газопровода -1974г.
Лупинг на магистральном газопроводе длиной 53 км 1980 г.
ЛЭП — 220 кВ от советской границы в районе г. Ширхана до г. Кундуза (первая очередь) 1986 г.
Расширение нефтебазы в порту Хайратон на 5 тыс. куб. м 1981
Нефтебаза в г. Мазари-Шерифе емкостью 12 тыс. куб. м 1982 г.
Нефтебаза в Логаре емкостью 27 тыс. куб. м 1983 г.
Нефтебаза в г. Пули — Хумри емкостью 6 тыс. куб. м
Три автотранспортных предприятия в г. Кабуле на 300 грузовых автомобилей «Камаз» каждое 1985 г.
Автотранспортное предприятие по обслуживанию бензовозов в Кабуле
Станция технического обслуживания автомобилей «Камаз» в Хайратоне 1984 г.
Обустройство газопромысла в районе г. Шибергана мощностью 2,6 млрд. куб. м газа в год 1968 г.
Обустройство газопромысла на месторождении «Джаркудук» с комплексом сооружений по сероочистке и подготовке газа к транспортировке в объеме до 1,5 млрд. куб. м газа в год 1980 г.
Ответить | С цитатой
Что дал СССР Афгану?  (02.03.14 00:32): ГЭС Пули-Хумри-II мощностью 9 тыс. кВт на р. Кунгдуз 1962 г.
ТЭС при заводе азотных удобрений мощностью 48 тыс. кВт (4×12) 1 очередь — 1972 г.
II очередь — 1974 г. (36 МВт) Расширение — 1982 г. (до 48 МВт)
Плотина и ГЭС «Наглу» на р. Кабул мощностью 100 тыс. кВт 1966 г. расширение — 1974 г.
ЛЭП с подстанциями от ГЭС Пули-Хумри-II до г. Баглана и Кундуза (110 км) 1967 г.
ЛЭП с подстанцией 35/6 кВ от ТЭС при заводе азотных удобрений до г. Мазари-Шерифа (17,6 км) 1972 г.
Электроподстанция в северо-западной части Кабула и ЛЭП — 110 кВ от электроподстанции "Восточная " (25 км) 1974 г.
8 нефтебаз общей емкостью 8300 куб. м 1952 — 1958 гг.
Газопровод от места добычи газа до завода азотных удобрений в г. Мазари-Шерифе протяженностью 88 км и пропускной способностью 0,5 млрд. куб. м газа в год 1968 г.
Газопровод от газопромысла до границы СССР длиной 98 км, диаметром 820 мм, пропускной способностью 4 млрд. куб. м газа в год, вкл. воздушный переход через реку Амударью длиной 660 м 1
Ответить | С цитатой
Кировец  (01.03.14 16:29): Уважаемые журналисты сайта, прошу вас рассказать на ваших страницах, куда исчезли все урны со сквера имени В. И. Ленина (между проспектами Кирова и Пушкина, улицами Серова и Комсомольской). Все урны, которые были вмонтированы в землю возле лавочек, срезаны. Прошу разобраться в этом вопросе и рассказать всем жителям города. Ответить | С цитатой | Обсуждение: 2
1 2
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами

* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
150
новых лифтов планируется установить в Днепре в 2024 году.

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте