Предприниматель Леонид Святошин всегда мечтал о кроссовере. Но за последние годы удалось скопить лишь около $20 тыс., которых теперь хватает на седан или хетчбэк среднего ценового сегмента. Леонид в раздумьях: купить новую машину поскромнее или вообще приобрести авто с пробегом, оставив часть денег на чёрный день. Связанный со строительством бизнес приносит ему всё меньше и меньше доходов, а расходы на коммунальные услуги, одежду, питание и обучение детей постоянно растут.
Подобная история сейчас не редкость среди потенциальных покупателей автомобилей. Их потребительские предпочтения поменялись коренным образом. Планы автолюбителей в первую очередь спутало существенное подорожание импортных автомобилей в гривневых ценах. По сравнению с осенью 2013 года из-за роста курса доллара прайсы автосалонов фпотяжелели на 30–50%. А ещё потенциальных покупателей новых авто отпугивает цена бензина по 17–18 грн за литр и запредельные ставки по автокредитам (до 38% годовых).
Сейчас если кто-то и решается на покупку нового автомобиля, то, как правило, останавливает свой выбор на экономичных дизелях или бензиновых машинах с объёмом двигателя до 1,6 куб. см.
Смена предпочтений автолюбителей больше всего ударила по продукции среднего ценового сегмента — автомобилям стоимостью $20–50 тыс., которые на протяжении последних лет были бесспорными фаворитами продаж. Именно в этом сегменте ранее широко использовалось кредитование, дававшее возможность приобрести более престижный автомобиль, нежели позволяли доходы. По словам Виктора Рашмедилова из "Диас Украина", реализация позиционируемых в этом сегменте автомобилей таких марок, как Honda, Nissan, Toyota и Hyundai, упала в сравнении с прошлым годом как минимум на 60%.
А вот спрос на автомобили премиум-класса после весеннего обвала практически восстановился. В автосалонах говорят, что начиная с июня киевляне, а особенно зажиточные переселенцы из Донбасса, опять покупают Maserati, Ferrari, Rolls-Royce, Porsche и Bentley, а продажи Mercedes-Benz, Land Rover и BMW выросли в 2–3 раза.
Главными покупателями роскошных автомобилей, как и ранее, остаются чиновники и депутаты. Хотя встречаются и владельцы крупного и среднего бизнеса, для которых наличие престижного автомобиля, даже если дела идут плохо, скорее необходимость, нежели роскошь.
"Билл Гейтс когда-то объявил о введении режима экономии, и его сотрудники восприняли это нормально, — рассказывает гендиректор Всеукраинской ассоциации автоимпортёров и дилеров Олег Назаренко. — У нас же другой менталитет. Если завтра украинский банкир ради экономии пересядет в "ланос", на следующий день вкладчики выстроятся в очередь за своими деньгами".
По данным AUTO-Consulting, на протяжении первого полугодия продажи новых автомобилей упали по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 50%. В ассоциации "Укравтопром" подсчитали, что в январе — июне 2014 года объём реализации новых легковых автомобилей на внутреннем рынке страны сократился на 45% — 57,7 тыс. единиц против 104,2 тыс. за аналогичный период 2013-го. В июле — августе продажи зафиксировались на отметке 6,5–6,8 тыс. машин в месяц, что на 60–70% меньше, чем годом ранее. Но в нынешних условиях даже такой результат можно считать большим достижением. Автосалонам подыграло два фактора. Во-первых, в периоды, когда скачет курс доллара, часть покупателей традиционно предпочитает поторопиться с покупкой, не дожидаясь дальнейшего пересмотра прайсов. Во-вторых, в этом году большим спросом пользовалась услуга trade-in (обмен на старый автомобиль c доплатой), генерирующая, по оценкам продавцов, около 20% продаж новых легковушек.
В условиях политической и экономической нестабильности, войны на востоке страны население отказывается от крупных покупок, предпочитая держать свои сбережения в долларах или евро "под матрацем". Те же, кто готов потратить деньги на автомобиль, были ошарашены ростом стоимости, признаются менеджеры автосалонов. "С начала весны из-за обесценивания национальной валюты цены на многие модели выросли в 1,5–2 раза, а гривневые доходы преимущественной массы покупателей в лучшем случае остались на прежнем уровне", — говорит главный редактор портала AUTO-Consulting Виктор Стельмах.
Свою лепту внесло и сворачивание банковского кредитования, с привлечением которого ранее заключалось около 35% сделок. Сейчас банки, как правило, лишь делают вид, что выдают кредиты для приобретения автомобиля: их условия настолько невыгодны, что услугами готовы воспользоваться единицы потребителей, да и тем могут отказать. "Слишком много рисков. Сегодня человеку дали кредит, а завтра его призвали в зону АТО", — объясняет поведение банкиров Олег Назаренко. Правда, некоторые импортёры и дилеры — "Рено", "Пежо", "Ситроен", "АИС" и другие внедряют собственные программы кредитования. Но с привлечением подобных программ реализуется не более 15% легковушек.
Многие игроки авторынка прогнозируют для него далеко не светлое будущее. Коммерческий директор автосалона "Диас Украина" Виктор Рашмедилов считает, что в ближайшие полгода-год из-за убыточности в Украине закроется 80% автосалонов. Его мнение разделяет и руководитель другого автоцентра, по информации которого, один из крупнейших в стране продавцов автомобилей уже сейчас планирует закрыть ряд убыточных точек продаж. "В первую очередь это касается региональных салонов. Некоторые из них продают по 10–15 авто в месяц, а для покрытия расходов на их содержание (аренда, заработная плата, коммунальные услуги, налоги и т. п.) необходимо продавать не менее 25–30 машин", — объяснил собеседник Фокуса.
Говоря об экономических успехах бывшего СССР, советские пропагандисты любили сравнивать достижения страны с показателями 1914 года. Особенно радовал рост объёмов производства электрических утюгов, холодильников и телевизоров, о существовании которых перед Первой мировой войной никто не слышал. Примерно так же, говоря о падении продаж автомобилей, все без исключения эксперты используют сравнение с 2013 годом, в статистике которого учитывались показатели Крыма и восточных областей Украины.
В последние годы на долю Крыма приходилось до 5% общенациональных продаж, на долю Донецкой и Луганской областей с их семимиллионным населением — до 20%. Учитывая, что в этом году АРК в статистике не фигурирует, а реализация автомобилей в восточных регионах в последние месяцы стремится к нулю, нынешнее состояние рынка кажется не таким уж трагичным. "Конечно, продажи серьёзно упали, доходы ряда салонов не покрывают их расходов, но ситуация не настолько плохая, как пытаются представить импортёры и дилеры", — говорит менеджер одного из киевских автосалонов.
"В 1999 году, когда возникла ВААИД, в Украине продавалось всего 30 тыс. автомобилей. Сейчас рынок упал до состояния 2004 года: в этом году будет продано 100–150 тыс. Да, салонов станет меньше, некоторым придётся закрыться, но были времена и гораздо хуже", — отмечает Олег Назаренко.
Тем, кто не сможет удержаться на плаву, эксперты советуют сконцентрировать внимание на сервисе и сопутствующих услугах. По словам Назаренко, средний возраст эксплуатируемого в Украине автомобиля составляет 19,5 лет. В то же время лишь 20% авто обслуживаются на фирменных СТО. "С каждым годом машины становятся сложнее, в гараже у дяди Васи их уже не починишь. Если компании предложат хороший сервис за разумные деньги, у них будут клиенты", — уверен руководитель ВААИД.
Говоря о ближайших перспективах, собеседники Фокуса прогнозируют с начала октября запуск большого числа акций, программ лояльности и распродаж по сниженным ценам. Причина банальна: на складах импортёров и дилеров осталось большое количество техники, завезённой в 2013 году в январе — апреле нынешнего года, до приостановки поставок из-за границы. При нынешних темпах продаж автомобилей на складах хватит на 5–6 месяцев. Но уже в декабре компании будут обязаны выкупить у производителей определённое количество машин модельного ряда 2015 года, для чего потребуются как свободные складские площади, так и средства.
Многие потенциальные клиенты автосалонов, увидев новые прайсы, пошли на автобазары. По словам Виктора Стельмаха, спрос на бывшие в употреблении автомобили в последние месяцы вырос на 80%. По данным ВААИД, резкий скачок продаж б/у машин наблюдался в июне, когда было реализовано около 17 тыс. подержанных автомобилей. Их покупателей привлекают низкие цены, особенно на фоне прайсов на новые машины, и широкий выбор относительно "свежих" предложений, возникший во многом благодаря событиям на востоке страны и в Крыму. Сначала вторичный рынок наводнила техника с крымскими номерами, позже — Донецкой и Луганской областей, переселенцам из которых срочно понадобились средства для жизни. В числе продавцов много и заёмщиков, у которых появились проблемы с оплатой автокредитов. Правда, в ГАИ предупреждают и о росте числа мошенников, сбывающих захваченную или отобранную в зоне боевых действий технику по поддельным документам.
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Тема больная.Многих возмущают цены.Особенно,люди любят сравнивать с Америкой и...сразу кипит наш разум возмущенный! Еще бы! До 80% прибыли!Но!!! Господа,а вы не пробовали сделать обзор,общий,по импорту. Раньше,года полтора назад,когда я был в Днепре,я вам сказал,что Украина ОЧЕНЬ БОГАТАЯ страна.Сегодня готов повторить это снова. Вы непозволительно богаты. Только не вздумайте мне рассказывать,что вам жрать нечего.Не поверю. Количество нищих и попрошаек на улице-это еще не показатель нищеты населения.Скорее его умственных способностей.
Почему вы богаты? Да потому,что вы покупаете товары с...1300% наценкой!!!
Такого нет нигде в мире.НИГДЕ!!! Уж поверьте-проверял. И так район ЖД вокзала.Все тротуары,забиты торговцами.Видели? Наверняка да.Пройти негде. Причем,эта публика,старается поставить свои столики,как можно ближе к проходу создавая проблему пешеходам. Прода ниже в обсуждениях... Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1