Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Нд, 5 травня 2024
07:26

НАВКОЛОРЕСТОРАННІ ТЕМИ

Из истории пива

Египет
Давние египтяне верили, что всеми правами на изобретение хмельного напитка владеет бог Осирис. Он же через жрецов передал им технологию приготавливания ячменного солода.

К нам дошли остатки пивоварни, собственницей которой была несравнена Нефертити. Фрески на стенах учреждения изображали саму царицу, которая разливает пиво через ситечко - одно из средств очищения ячменного напитка от примесей. В одном из писем на папирусе возрастом 3 тысячи лет отец упрекал сына, что тот слишком часто посещает учреждение, где пьют «гаг» —- один из сортов пива. Об изготовлении напитка из ячменя в долине Нила писали Гекатей и Геродот.

Другой автор — Диодор — отмечал, что почитатели Осириса готовят напиток из ячменя в тех местах, где не растет виноградная лоза. Теофраст называл ячменный напиток «Zythos», что некоторые авторы старались связать с давнеславянским «ситой» — медовым напитком от слова «сытить», то есть насыщать воду медом.

Пиво готовили также из пшеничного солода. Пиво, рядом с луком и хлебом, входило в основной набор продуктов давних египтян. Дневная норма строителей пирамид состояла из трех хлебов, трех жбанов пива и нескольких пучков чеснока и лука. Центром пивоварения в Египте был г. Пелузей в устье Нила, поэтому пиво называлось также «пелузейским напитком».

Пиво было известно и в Карфагене. Традиции пивоварения в Северной Африке практически не перерывались. Ячмень для домашнего пивоварения используется и современными египетскими феллахами.

Закавказье
Сохранились письменные свидетельства об употреблении пива и на другой периферии античного мира, зоне давнего земледелия — Закавказье.

В 401 г. до н.э. отряд греческих наемников отправился для участия в междоусобной борьбе за персидский престол в государстве Ахеменидов.

Участник похода, писатель Ксенофонт, в своем произведении «Анабасис» рассказал об отступлении греков через территорию, где жили племена арменов (Армению): «Дома здесь были подземные, там же сохранялись также пшеница, ячмень, овощи и ячменное вино в кратерах.

В уровень с краями сосудов в вине плавал ячмень, и у него был воткнутый камыш больших и маленьких размеров, но без коленцев; кто хотел пить, должен был взять камыш в рот и тянуть из него вино. Несмешанное с водой вино было очень крепким, но для людей обычных это был приятный напиток».

Бабушка Европа
Пиво в Европе было известно задолго до арийского расселения, вчастности, на Иберийском полуострове. О жителях Лузитании (современная Португалия) Страбон писал: «Они пьют ячменное пиво; вина у них не хватает; приготовленное вино быстро выпивают, употребляя угощение вместе с родственниками... «Вспоминает он о пиве и в разделе о таинственной стране Фуле где-то на севере за пределами Ойкумены: «Люди, которые живут там, питаются просом и другими злаками, плодами и корнями, а где есть хлеб и мед, там из них готовится напиток».

Пиво было традиционным напитком кельтов, которые жили тогда на значительной территории Галлии. Посидоний в І ст. до н.э. упоминает об изготовлении ими пива из пшеницы и меда. Он оставил такое описание пивной: «С одной бочки старательно наливают кружку за кружкой, которые потом разносятся прислугой по правую сторону и по левую сторону». В Галлии в І ст. н.э. пиво было народным напитком и называлось «согma». Это кельтское пиво сохранялось в Северной Франции, Бельги и Англии вплоть до недавнего времени.

Национальным напитком пиво было и у древних германцев. Римский историк Тацит в 98 г. н.э. в произведении "О происхождении германцев" писал: "Их напиток - ячменный или пшеничный отвар, превращенный с помощью брожения в какое-то подобие вина." В римских частях, набранных из германцев, пиво было ежедневным напитком.

О фламандцах XІ в, что составляют основную часть населения Бельги, говорился: "Фламандец не может жить без пивной: закончив дело или серьезное совещание, он непременно отправляется с товарищами в пивную, где в компании курит трубку, пьет пиво и весело болтает". В 60-х гг. XІ ст. в Брюсселе было 943 estamіnet (пивных), по одной на каждые 200 жителей.

Уже в XІ ст. цеха пивоваров, которые образовались, избрали своим покровителем Гамбринуса. Происхождение этого имени не совсем разумеется, но несомненно, что в формировании этого образа значительную роль сыграл герцог Брабанта Иоанн І (1261-1294 г.), в другом произношении Жан или Янус Принуждение, то есть, Первый, убитый более поздний в рыцарском бою. Он принял почетное председательство в гильдии брюссельских пивоваров, а в зале заседаний гильдии был помещен его портрет с кружкой пенного пива в руки.

В конце XІ ст. виднейшая пивоварня в Германии находилась в г.Циттау, тем не менее более за все прославлялось пиво с небольшого нижнесаксонского городка Айнбека, откуда пиво отправлялось в Ганзейские города и в столицу Баварии - Мюнхен. Среди любителей айнбекского пива был знаменитый деятель Реформации Мартин Лютер. Во время сейма в Вормсе в 1521 г. герцог Брауншвейгский послал ему кружку айнбекского пива, на что Лютер ответил стихами: "Напитка лучшее нет, в чудо, чем ковшик айнбекского пива!".

В ХV-ХVІ ст. в многих городах Европы возникают цеха пивоваров, доходной и уважаемой профессии. В Таллине, который входил в Ганзу, в 1456 г. был основанный цех разносчиков пива, а в 1498 г. - утвержденный устав цеха пивоваров. В Львове аналогичный цех существовал уже в 1425 г. В эпоху цехового пивоварения делаются попытки регламентировать производство качественного пива (и под этим поводом защитить себя от конкурентов). Специальным актом 1290 г. в Нюрнберге было продиктовано употреблять только ячмень, а пшеница, рожь и овес были запрещены.

Пиво вообще широко использовалось в монастырях как ежедневный напиток, так как не противоречило требованиям поста. Светлый эль варили в монастыре Святого Бенедикта в Сент-Модвини (Англия), заложенному в 1002 г., а после переезда в Бертон местная артезианская вода с гипсом оказывала содействие славе пива Бертонского аббатства вплоть до перехода в начале XVІІ ст. этой пивоваренные у руки личного секретаря Генриха VІІ. На протяжении Реформации и секуляризаци имущества католических монастырей они лишились большей частей своих пивоварен. Старейшая из тех, что сохранилась, находится при монастыре бенедиктинцев Бай Тенбург в Бавари, хотя она и оснащенная сейчас современным оборудованием.

Славяне
Само слово "пиво" в славянских языках похожее с словом "пить" и обозначает напиток. Как и в многих других вопросах, именно славянам выпала достойная судьба быть посредниками, которые передавали практику и тайное содержание использования хмеля дальше европейским народам.

Берестяные грамоты - оригинальная библиотека давнего Новгорода - в них уже упоминались перевари - хмельные напитки из меда и пива, которые отличались большой прочностью. Перевари стали эквивалентами даже дани, а солод и хмель входили в состав оброков крестьян за пользование землей.

В сборнике древнерусского права "Русской правды", один из первых заводов, который регламентировал правовые отношения, говорит, что сборщику платежей и штрафов, или налоговому инспектору по-нашому, в день належало ведро солода, а мастерам, которые занимались ремонтом городских укреплений, кроме денег, выдавался солод, чтобы они могли варить себе пиво.

Основной набор продуктов питания на Киевском Движении в то время состоял из пива, лука и хлеба. Пиво и меди были ритуальными напитками, которые употреблялись на общих банкетах. Ритуальность употребления крепких напитков сохранилось к нашим дням. Что символически, центрами пивоварения выступали монастыри.

Большой князь Иван ІІІ в года своего царствования (1462-1505 г.) запретил кому-нибудь варить пиво и употреблять хмель, присвоив это право сокровищницы. Либерал Алексей Михайлович (1645-1676 г.) разрешал варить пиво крестьянам для домашнего употребления несколько раз в год - в Большой день, Дмитриевскую субботу на Масляную, на Рождество Христовое. Право варить пиво давалось только лучшим, наиболее трудолюбивым крестьянам.

В второй половине XІ ст. пиво потребляли в основному горожане и рабочие фабрик в сельской местности. Крестьяне же отдавали предпочтение водке. Ведро водки стоило 5 крб., ведро пива - 1 крб., что в перерасчета на градус алкоголя составляло соответственно 12.5 и 25 коп.

Как отмечали современники, "в бытовых условиях тогдашнего крестьянства количество алкоголя ценилось высшее всего". В начале XX ст. в Государственной Думе и на страницах печати развернулась антиалкогольная кампания, предполагалось введение мер по ограничению продажи пива, хотя много специалистов, наоборот, досказывали ее полезность в сравнении с водкой.

Удар по заводскому пивоварвнню был нанесен Первой Мировой войной, которая повлекла за собой закрытия как винных, так и пивных лавок. В свою очередь, это привело к неучтенному домашнему пивоварению и развитию кормчества (незаконной продажи напитков из рук) и, конечно, развития самогоноварения.


Gorod.dp.ua не несе відповідальності за зміст опублікованих на сайті рецензій користувачів, тому що вони виражають думку користувачів і не є редакційним матеріалом.

Gorod`ській дозор | Обговорити тему на форумах | Газета оголошень

copyright © gorod.dp.ua
Усі права захищені. Використання матеріалів сайту можливо тільки з дозволу власника.

Про проект :: Реклама на сайті