«Обед» с театром Раду Поклитару
В начале апреля 2015г театр «Киев модерн-балет» посетил Днепропетровск. На сцене театра оперы и балета трупа представила две постановки выдающегося хореографа Раду Поклитару – «Двое на качелях» и премьерный «Долгий рождественский обед».
Театр Раду Поклитару гастролирует городами Украины с регулярностью раз в полгода. И каждый раз – аншлаг. Конечно, в этом году непростая ситуация в стране могла изменить приоритеты людей, но, к счастью – нет. Зал полон, полон надежд увидеть то, что вовлечет и, может, поменяет отношение к жизни. Свет гаснет, несколько секунд тишины и на сцене появляются двое.
«Двое на качелях» – трогательная история о любви, рассказаная очень чувственным языком танца под музыку Баха и Варнаса. Такие постановки называют - «откровение», поскольку они говорят и даже кричат о том, о чем мы привыкли молчать. Пьеса Уильяма Гибсона стала основой этого спектакля, а нервом – хореография Раду Поклитару. Его работа о чуде любви, которое приносит наивысшую радость в жизни. Постановка и о потере этого чуда, которое съедают желание большего, ссоры, амбиции, об ошибках, которые съедают сердце.
На этот особенный танец двоих было интересно смотреть и потому, что он был создан достаточно давно, и вот его создатель привозит совершенно новый премьерный спектакль о глобальном – нашем пути от жизни к смерти. Здесь уже многочисленные человеческие ошибки сводятся в одну – непонимание того, что на эту Землю мы пришли не для праздного дела, болтовни и бездумного легкокрылого проживания жизни.
«Долгий рождественский обед» поставлен по пьесе Тортона Уайльдера, написанной для сцен драматических театров. Поэтому хореографическое решение Раду Поклитару, конечно же, смелый прорыв в искусстве. Воплощение истории дома Байярдов о рождении, жизни, смерти нескольких поколений в стиле модерн вызвало необычный отклик в душе. Танец и драматическая игра, гениальная музыка Антонио Вивальди, высокая эстетика – это то, что вдохновляет в современности. На сцене рождались новые семьи, затем дети, даже на том пресловутом столе для обедов, и вскоре умирали. В этом нет ни йоты пошлости, напротив – все эстетично. Танец обращен к сердцу.
Раду Поклитару – хореограф, который позволяет себе на сцене и определенные шалости. Даже когда зрителя охватывает печаль после того, как станцевали жизнь, которая сгорела в бессмысленности, постановщик переключает на юмор. И эта игра чувствами оправдана. Наша судьба – то радость, то горе. А вот долгие обеды с индейкой и пересудами – неизменный семейный атрибут.
В «Долгом рождественском обеде» много новаторских находок, интересных решений. Хореографию Поклитару отличает «детализированность», он продумывает и каждое движение под такт музыке, и исключает лишние движения, скажем, просто для красоты. Все несет свой смысл, никаких «пустот».
Роль фатальной судьбы в постановке предоставлена служанке семьи. Она провожает в мир иной и встречает новых людей, но сама остается. Ее образ ироничен, она словно дирижер распоряжается жизнями целых поколений, но никто с Байярдов не захотел даже попытаться изменить жизненный ход и сделать что-то значащее.
Премьерная постановка «Киев модерн-балет» мгногозначительная, артисты великолепно передали разные характеры и тех, кто просто существовал, и тех, кто хотел прославиться злодеяниями… итог был один. И этот итог мотивирует бороться за себя как человека-творца.
Десять минут оваций артистам и его хореографу Рада Поклитару. Умеет он повышать градусы своих творческих работ и качество современного искусства.
Наталия Андрющенко
Смотрите также: