|«« | «« | »» | »»| |
…И с какой же скоротечностью меняются привычки в наш высокотехнологический век! Стационарный телефон был роскошью не только 100, а еще 20 лет назад. Установить телефон на дому можно было по большому блату или везению. Сейчас же этот вопрос решается без проблем и за пару дней. Больше того, старый добрый стационарный телефон постепенно вытесняется его мобильным собратом. Но это – тоже продолжение истории этого вида связи, без которой уже невозможно представить нашу жизнь.
Вместе с давним другом Городского сайта, заведующим отделом Днепропетровского Национального музея имени Д.И.Яворницкого, кандидатом исторических наук Максимом Эдуардовичем КАВУНОМ мы вспомним историю и путь развития городских телефонов.
«Появление телефона в Екатеринославе стало одним из символов его «золотого века» (наряду с электричеством, трамваем и другими техническими новшествами) и было предопределено особенностями развития города, - рассказывает Максим Кавун. - В конце XIX века город на Днепре переживал «индустриальный бум», невиданный промышленно-экономический подъем. Население города каждое десятилетие увеличивалось в два раза (!). Первыми в Екатеринославе появились частные телефоны. Их устраивали отдельные зажиточные горожане с разрешения Главного управления почт и телеграфов. Имеется информация, что первую частную телефонную линию устроил в 1891 г. (по другим сведениям, в 1893 г.) известный купец, впоследствии меценат, Иван Мартынович Алексеенко. Он соединил телефоном собственный особняк на улице Каретной (ныне Челюскина) и свой магазин (район ЦУМа).
Екатеринославская телефонная сеть стала 41-й в Российской империи. Телефон запатентовал Александер Белл в США в 1876 г. Очень скоро телефон пришел и в Российскую империю. В 1877 г. завод немецкой фирмы «Сименс и Гальске» в Санкт-Петербурге начал выпускать вид телефонов своей марки.
Первые городские телефонные станции в империи были введены в эксплуатацию в 1882 году – в Санкт-Петербурге, Москве, Одессе и Риге. В 1885–1886 гг. были открыты телефонные сети в Нижнем Новгороде, Либаве (Лиепая), Ревеле (Таллин), Ростове-на-Дону и Баку.
Интересно, что первым городом Екатеринославской губернии, где «прописался» телефон, стал вовсе не губернский центр, а Ростов-на-Дону (он входил в её состав до 1888 г.), где телефон появился в 1886 г. Однако спрос на новомодное изобретение в Екатеринославе также превосходил все ожидания. В 1894 г. было проведено исследование, в ходе которого были взяты на учет желающие завести у себя городской телефон. Среди них оказались и те, у кого уже имелись частные и ведомственные телефоны (губернатор, полиция, Екатерининская железная дорога, Брянский завод), а также 41 представитель предпринимательской элиты, «для которых быстрый обмен сведений является существенной необходимостью», как указывалось в рапорте начальника почтово-телеграфного округа.
19 (по новому стилю - 31) августа 1895 г. началось строительство телефонной сети в Екатеринославе, которое завершилось всего за три месяца. 24 ноября (6 декабря) 1895 г. начальник почтово-телеграфного округа отправил телеграмму в Санкт-Петербург следующего содержания: «Сегодня, двадцать четвертого ноября, в память державной основательницы города Екатеринослава, открыта для общего пользования екатеринославская телефонная сеть. Присоединено 45 абонентов. Всего подписалось 130 лиц и учреждений при 140 аппаратах». Дата открытия телефонной сети в ноябре, как указывалось в телеграмме, была приурочена к памяти Екатерины II (умерла 6 (17) ноября 1796 г.).
Уже до конца 1895 г. (за месяц с небольшим) количество телефонных абонентов в Екатеринославе достигло 101-го! Первая телефонная сеть представляла собой один коммутатор системы «Эрикссон», рассчитанный на 100 номеров, с воздушными однопроводными линиями. Первая телефонная станция находилась в небольшом флигеле во дворе старого здания «почтово-телеграфной конторы», то есть левого крыла нынешнего здания главного почтамта.
Телефонные линии по городу имели протяженность целых 20 верст (22 километра). Они велись на дубовых столбах высотой 4 или 5 сажен (8,5 или 11 метров), окрашенных серой краской. От здания станции линии проходили по обеим сторонам Екатерининского (Карла Маркса) проспекта до Соборной (Октябрьской) площади, и по одной стороне проспекта до вокзала, и дальше до Брянского завода.
Годовая абонентская плата за телефон для частных лиц составляла 60, для учреждений 75 рублей в радиусе двух верст от станции. Сверх первых двух верст за каждые 100 саженей (213 метров) приходилось доплатить по 3 рубля в год.
Сохранились уникальные данные по количеству разговоров за декабрь 1895 г. – первый месяц работы телефонной сети в Екатеринославе. Наиболее разговорчивыми были полицейские: 4-я полицейская часть – 2520 разговоров; городское полицейское управление – 1023 разговоров. Дальше шли городское управление – 713; аптекарский магазин – 710; член городской управы Парфентьев – 527; городской банк – 400 разговоров.
В 1898 г. городская телефонная сеть насчитывала уже 324 абонента, а в 1904 г. – уже 494 абонента. В связи с этим 1900 г. телефонная сеть была значительно расширена, увеличена пропускная способность линий. За эти несколько лет в городе появились электричество и трамвай. Поэтому старая однопроводная система линий уже не могла обеспечить качественную связь. Интересен текст донесения екатеринославского губернатора министру внутренних дел 12 (25) июля 1907 г.: «Благодаря влиянию трамвая, шум последнего в проводах слышен настолько сильно, что разговор очень часто делается невозможным… Прогнившие деревянные козлы около станции не только безобразят весь проспект и центр города, но также не безопасны для жизни городских обывателей».
Поэтому губернатор ходатайствовал о передаче правительственной телефонной станции в ведение органов городского самоуправления – Городской Думы и Управы, надеясь при этом на то, что они выделят необходимые средства на реконструкцию.
Почтово-телеграфная контора предпочла самостоятельно провести реконструкцию, которая закончилась в 1916 г., уже перед самым концом Российской империи. Новая станция располагалась по тому же адресу, но уже в новом здании почтамта, построенном в 1904–1905 гг. по соседству со старым (ныне просп. К. Маркса, 62). Сначала здесь установили 9 коммутаторов на 150 номеров (всего 1350 номеров); позднее добавились еще 12 коммутаторов. Одновременно было построено более 8 верст новых воздушных двухпроводных линий. При реконструкции телефонной станции была оборудована специальная кабельная канализационная сеть. Её прокладка была завершена 25 февраля 1912 г. Интересно отметить, что сегодня сохранились, как минимум, 2 исторических канализационных люка с надписью «Правительственный телефон». Один из них находится на бульваре проспекта Карла Маркса, напротив гостиницы «Астория». Другой – на тротуаре улицы Артема, чуть выше перекрестка с улицей Шевченко.
Среди десятков еще (к счастью) сохранившихся уникальных канализационных люков Екатеринослава, эти телефонные люки отличает увеличенный размер и выразительный дизайн крышки с использованием элементов стиля модерн.
После реконструкции станции количество абонентов телефонной сети в Екатеринославе продолжало расти рекордными темпами. В 1910 г. – 935; в 1913 г. – 2177; в 1916 г. – уже 2611 абонентов. За пять лет произошло увеличение абонентов в три раза.
Порядок использования телефонной сети регламентировали несколько документов. Существовали «Условия пользования городскою телефонною сетью, устраиваемою и эксплоатируемою Правительством в г. Екатеринославе». Был в них и такой пункт: «Каждый абонент телефонной сети соединяется с центральною станциею отдельным проводом, устройство и содержание которого, вместе с установленными в помещении абонента телефонными аппаратами, относятся на счет казны».
Телефонистки работали круглосуточно. Переговоры прекращались только во время грозы. От абонентов требовалась максимальная адекватность и воспитанность: устранить посторонний шум в помещении на время разговора; быть вежливым в общении с телефонисткой; и «для большей ясности выслушивания хорошо бы закрывать свободное ухо другою рукою».
Самый интересный пункт правил гласил: «Передача посредством телефонных аппаратов сведений, содержание коих противно законам, общественному порядку, нравственности и не прилично по выражениям, не дозволяется».
Сохранившиеся списки абонентов телефонной сети города первой половины XX века дают возможность проследить «иерархию» телефонных номеров.
Для примера приведем данные из списка абонентов за 1911 год. Телефоном под номером 1 владел… правильно – сам Начальник Екатеринославского почтово-телеграфного округа. Телефон №2 – «служебный кабинет Тюремного Инспектора». Телефон №3 – «Штаб 34 пехотной дивизии». Телефон №4 – Уездная Земская Управа. Ну а телефон №5 показан пустым – видимо, был зарезервирован.
Интересно, что в 1911 г. канцелярия губернатора имела телефон только номер 16; вокзал – номер 41; губернская тюрьма – номер 66; Брянский завод (сейчас им. Петровского) – номер 33; Губернская Земская больница (больница Мечникова) – номер 134 и Музей Поля (современный им. Яворницкого) – только 675. Зато владельцами самых «вкусных» номеров, начиная со второй пятерки, были зажиточные екатеринославцы – предприниматели. Всего в 1911 г. показано 1257 номеров, из которых закреплены были 1027, остальные ждали своих владельцев.
Первоначально телефонная связь была ручной, когда абонент вызывал станцию, вращая ручку аппарата. Ручная связь пережила сам Екатеринослав, и уступила свое место автоматической только в тридцатые годы XX века. На 1930 г. уже назрела необходимость новой кардинальной реконструкции существующей телефонной сети. Существовала ручная телефонная станция на 2000 номеров и центральный телеграф. В июле 1935 г. были введены в эксплуатацию две первые автоматические телефонные станции машинной системы. Первая – на ул. Комсомольской, 5-А на 4000 номеров, вторая – на проспекте Пушкина, 75 на 2000 номеров.
Телефон стал спутником жизни, наверное, каждого днепропетровца в XX веке… Если в 1964 г. в городе была 21 тысяча телефонных номеров, то в 1981 г. – уже 150 тысяч номеров!
В 1995 г. емкость Днепропетровской городской телефонной сети составляла 220724 номера. На тот момент в городе был установлен 210171 телефон. В этот период наша ГТС по емкости номеров и по количеству аппаратов была на третьем месте в Украине. Таксофонов в Днепропетровске в 1995 г. было более 2700. Сейчас таксофоны, похоже, вымерли как вид...
Однако традиционная система «очередей» на телефон стабильно сохранялась. В 1995 г. обеспеченность квартирными телефонами составляла меньше 40 аппаратов на каждые сто семей. Эта проблема была решена только с переходом на мобильную связь.
Несколько десятков телефонных аппаратов, использовавшихся в нашем городе в разные эпохи, включая таксофоны, сохранились в фондах Днепропетровского национального исторического музея имени Д.И. Яворницкого. 4 августа 2015 года в музее открылась выставка, посвященная 120-летию телефонной связи в Днепропетровске. Она работает в Белом зале.
Здесь можно увидеть и старейший телефонный аппарат шведской компании «Эрикссон и К̊». С таких аппаратов начиналась история телефонов в нашем городе. Один из таких аппаратов, который долгие десятилетия работал в Солонянской конторе связи, в 1963 г. подарил музею бывший главный инженер областного управления связи Иван Хорольский. Он выполнен в деревянном коричневом корпусе, высотой 62 и шириной 22 сантиметра. С начала «нулевых» годов стационарная телефонная связь стала отходить в прошлое. Пришла новая эпоха, в которой доминирует мобильная связь. А внешний вид и звук звонка стационарного телефонного аппарата уже воспринимается как осколок далекого детства», - завершает рассказ Максим Кавун.
Но, думается, окончательно списывать со счетов старый добрый стационарный телефон явно не стоит. Да, в личном общении мы все чаще используем мобилки. Но в деловой жизни, в государственных органах, на предприятиях главным каналом связи все-таки остается стационарная.
Фото из архива Максима Кавуна.
Автор: Владимир Городченко
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |