Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
сб, 16 ноября 2024
08:18

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

Карнауховская сливная каша - смесь устойчивости и искренности души

Карнауховская сливная каша - смесь устойчивости и искренности души

Поселковый голова Татьяна Фриске рассказала о жизни и традициях Карнауховки, о решении проблемы с оползнем, о том, что украинцы - большие фантазеры, о каше – символе и гербе поселка и о том, как Карнауховский Дед Мороз обращался за субсидией.

Наша добрая соседка Карнауховка имеет свой характер. Непростой, - капитальный, устойчивый, наваристый - смесь старых казацких традиций с новыми чертами, позволяющими не просто выживать - жить, как надо! Такой у ​​Карнауховки и рецепт знаменитой на всю Украину сливной каши. Интересную кашу готовят в Карнауховке - вкусную, сытную, искреннюю и по-деревенски мудрую. Есть рецепт, да научиться бы так жить.

"Расположена Карнауховка между Днепром и Каменским, не растворилась в них, а наоборот, сохранила специфический сельский колорит. Все уголки поселка, так называемые Кругляки, Кучурганы, Божья гора утонули в вишневых и яблоневых садах, среди которых белеют домики. Люди настолько хорошо сохранили неповторимый казацкий дух, язык, юмор и живую душу народа, иногда кажется: находишься среди гоголевских героев. И то, что в Карнауховке в эпоху ее возрождения поселковым головой является женщина - Татьяна Васильевна Фриске - символично, ведь она - представитель древнего казацкого рода".

Эти слова Анатолия Бабия, бывшего секретаря поселкового совета Карнауховки, осмелюсь дополнить. Жизненная судьба Татьяны Фриске - то судьба Украины: имеет искреннюю светлую душу, сын погиб в АТО, стойко борется за жизнь, мудрая, опытная, и новое воспринимает сердцем. И стремится к справедливости. И рецепт мудрой Карнауховской каши не только на кухне, но и в политике, экономике, гуманитарных принципах имеет собственный, проверенный жизнью. Читателю предлагаю эту публикацию как внежанровую - не интервью, потому что перебивать Татьяну Васильевну не стоило, и монологом-статьей публикацию не назовешь. Сливная каша - как на гербе поселка.

- Чем лично живу сейчас? Мне было очень трудно после гибели моего сына в АТО, - никогда полностью не смогу преодолеть эту беду, но заставляю себя жить, работать. Единственное, что греет мне душу: эти первые ребята, которые были мобилизованы в первые дни в АТО, закрыли врагу дорогу к нам, в нашу область. Закрыли своей жизнью. У нас - мир и покой потому, что такие ребята, как мой ребенок, погибли. Отношение к этому у народа разное, люди думают и говорят по-разному, и мир иногда воспринимается некоторыми людьми только как вид из своего окна. Лично не задело, значит ничего важного и не происходит в мире. А когда все мы будем думать одинаково, тогда, наверное, и наступит мир. У меня есть внучка, хорошие невестки, надеюсь, будут еще внуки, поэтому стараюсь смотреть только вперед.

Что касается нашей Карнауховки, то не могли поселок обойти общие проблемы страны. Мы еще не охвачены децентрализацией - выступили против ликвидации поселка или присоединения к городу Каменское. Поэтому привилегии децентрализованных общин Карнауховки не коснулись, мы не получили дополнительных средств, живем нашего бюджет - скромный, зато стабильный!

В этом году мы провели тендер и на средства, которые собирали пять лет, ремонтируем наш детский сад, чтобы открыть еще две группы. Было очень сложно, не все мы умеем, но никому не давали привилегий во время тендера. Тем не менее, он прошел больно, один из участников до сих пор судится с нами. Но думаю - все мы преодолеем, правда на нашей стороне.

Большое спасибо Днепропетровской облгосадминистрации за решение наиболее сложных проблем Карнауховки. У нас были две тяжелые зоны - оползень и подтопление. В зону оползня уже затягивало водопровод и газопровод - страшное место было. Много лет писали во все инстанции, ничего не решалось. Наконец я прямо в зону смещения привела "на экскурсию" одного народного депутата, после этого приехал к нам представитель ОГА с обещанием все срочно ликвидировать. В области сделали проект, провели тендер, нашли исполнителей работ - и в общем проблемы были решены: более 10 млн гривен освоено, работы полностью выполнены.

В этом году мы, наконец, завершаем работы по восстановлению наружного освещения поселка. Почти 70% общего объема выполнено в 2016 году, а сейчас уже последние улице освещаем. Финансируем освещение из собственного бюджета, самостоятельно решая, когда и сколько надо светить.

Меняется и наш парк - благоустройство этой зоны еще продолжается, а задуман был этот парк как душа Карнауховки. Забрали мы два старых помещения: старую котельную и разоренную мастерскую. Глобальных действий здесь не делаем: один год - часть реконструкции, в следующем году снова возвращаемся к этим объектам, что позволяет беречь средства. В следующем году одно из зданий мы сдадим в эксплуатацию - там будет художественная галерея. Наш земляк Петр Евлампиевич Куценко, реставрировавший в свое время памятник "Прометей", впоследствии сделал для левобережья монументальную парковую скульптуру. Он уже покойный, но перед смертью завещал нам свои художественные произведения. П.Е.Куценко здесь родился, в Карнауховке его корни, поэтому работы художника переданы нашему музею. При жизни мы обещали мастеру открыть его галерею, поэтому обещание выполняем: в галерее будут заниматься ученики художественных кружков, проводиться интересные творческие мероприятия. А второе помещение мы хотим приспособить под поселковую службу быта, где человек мог бы отремонтировать одежду, обувь, бытовую технику, заказать трактор и др.

К сожалению, в этом году не удалось нам сделать ремонт центральных улиц поселка. Много я выслушала по этому поводу замечаний, недобрых слов. Упоминаются часто слова Шевченко: "Село неначе погоріло, неначе люди подуріли...". Почему-то сейчас они кажутся актуальными как характеристика того, что в целом происходит в Украине, и все наши проблемы будто оседают на людях. Мы неоднократно разговаривали с людьми про наши дороги, выпускали даже информационные листки. Но кто-то чего-то не дочитал, не так понял. В целом мы, украинцы - большие фантазеры ... Так вот, не сделали мы дороги, а были большие ливни в этом году, смыло значительный слой покрытия. Бросились делать ремонт - средств не хватает. Выставили запрос на торги - за такие деньги никто не берется дороги ремонтировать. Кроме ливней, разрушению дорог способствовали еще и многотонные машины, которыми вывозили песок. Казалось, невозможно было остановить этот незаконный вывоз, но все же удалось. Так что дорога оказалась слишком дорогой. Проект, экспертизу уже завершены, и в следующем году дороги мы обязательно отремонтируем. На центральных улицах будут новые бордюры, проложим тротуары.

Есть у меня еще мечта - построить в поселке мини-стадион с искусственным покрытием. Это будет подарок молодеже поселка и в память моего сына, который очень любил спорт. Саша был капитаном футбольной команды Карнауховки ... А вторая мечта - красивый въездной знак с названием поселка. Наши энтузиасты сами разработали проект въездной группы, самым сложным в нем была отливка букв. Писала я прошение на некоторые заводы, и понимание не нашла. Но, как говорят: поставил цель - иди за ней, не можешь идти - ползи. Нашелся у нас мальчик, который воевал вместе с моим сыном в АТО, остался без руки, но работы не оставил. Пришел как-то ко мне и говорит: у нас на "Днепровагонмаше" есть формы, я попробую вылить буквы собственноручно, только поговорю с руководством. Впоследствии радостно звонит: вы знаете, что наш главный инженер - карнауховец! У меня уже есть буквы - все готово! Нашелся и мастер, который вызвался изготовить из дерева герб поселка для въездной группы. Фамилия у него старинная карнаухвская - Зиненко (когда ко мне на прием приходит человек, я только по фамилии понимаю - коренной, даже место жительства могу определить). Нашли деньги мастеру для красок, свалили в овраге акацию - он сделает доски под старину, герб, затем повесим буквы. Если я все сделаю - с дополнительным освещением визитки поселка, - уже можно идти на пенсию!

Кстати, в последнее время удалось омолодить коллектив исполкома поселкового совета, пришли работать трое молодых людей - за молодежью будущее. Молодая энергия, направленная в верное русло и подкрепленая нашим опытом, преодолеет все проблемы.

В поселке мы делаем маленькие праздники: День Карнауховки стал уже традиционным. От того, как мы относимся к месту, где живем, к людям, зависит наше будущее. Если хочешь хорошего результата - начинай с маленького у себя. Придерживаюсь этого принципа, потому что есть определенный опыт. Время сейчас тяжелое, но живем, должны развиваться. ... О разнице между сельскими и "городскими" могу сказать. Сельские живут ближе к земле, поэтому у них больший объем природной энергии. А все же в мире - энергия: земли, солнце, души. И все то, что является естественным, а не искусственным, всегда человека уравновешивает, делает спокойнее, взвешеннее. Как-никак, человек в сельской местности высаживает какую-то капустинку-картофелину, имеет энергетический обмен с землей. А человек, который живет в мегаполисе, имеет более ограниченное пространство, потому что все - в бетоне, кирпиче. Почему говорят: чаще бывайте на природе? Там все накопленные проблемы выплескивают и получаешь позитив. Мы более земные - это первое. Второе преимущество - особенности общения в сельской местности: все знают друг друга. В городе иногда не знают соседа со второго этажа, а в поселке могут назвать и корни родовые, это особая общность, с развитым сочувствием: там умерла баба Екатерина, надо помочь. Есть у нас ощущение единой семьи, оно вообще свойственно всем людям, но в крупных городах несколько тускнеет, больший темп жизни не оставляет времени для "чувств".

Если взять мое село, то нас характеризует известная пословица: "яке коріння, таке й насіння". Все-таки корни у нас казацкие, роды́ ведутся издалека, свой особый дух имеем. Люди очень бережно относятся к традициям: 14 мая варим сливную кашу - закончил сажать огород, отмечай праздник. Сейчас сливную кашу сделали нашим символом. А еще старые люди говорят так: встал рано, иди сразу на огород, солнце и земля тебе вдохновение дадут. Селяне, по-моему, имеют повышенное чувство ответственности, более приветливы. Хотя и в поселке ощущается отпечаток времени. Есть, конечно, и минусы деревенской жизни: в городе темп более прогрессивный, развивающий - выживать надо. Для прогресса город лучше.

- Есть такая хорошая мысль, что человек должен родиться и провести детство в деревне, а юность - в городе. Если так выстроена жизнь, человек растет "правильно" ...

- Возможно. Мы набираемся здоровья и мудрости из корней, а дальше - прогресс. Очень большое значение имеет детство, понимание своих корней. Когда-то так говорили: а засватаймо Катерину — вона дуже працелюбна, бо в неї весь рід такий. Это имело определенное значение, поэтому роды́ были крепкие, сильные. А сейчас вытаскиваем брак, как лотерейный билет, поэтому такое большое количество разводов, неверности.

- Что касается традиций Карнауховки, знаю, что очень интересно у вас празднуют Меланку и Василя. Это связано с ритуалами, люди боялись - вдруг что-то не уродит? ..

- Хочу начать с главного - в поселке сохранился костяк старинных родов. Традиции празднования Меланки и Василя идут из древности: ходили на Меланку к родным, потому что когда человек поет песню в доме, она дает позитив. Даже не об урожае речь, а о вдохновении, настрое на жизнь. Наша Варваринская церковь организует на праздники посещения людей почтенного возраста с целыми спектаклями - меланкуванням. И если традиция не потерялась, значит, она нужна.

А что касается представлений и новых традиций, то, к сожалению, не сохранился у нас детский театр-студия "Росток". Воспитанникам студии занятия дали много - они выросли более творческими, более раскованными людьми. Но традиции "Ростка" никуда не делись, сейчас у нас есть театрализованный ансамбль "Карнаухівчани". Они написали к Рождеству целое представление - песни и сценки из жизни поселка. Используют в ней обычно и местные топонимы: "Кругляк" (закругленная окраина поселка), "Земский колодец" (служил земству, всегда там проводились сборы), "На селе", "Лаба", "Кучурган". Магазин назывался "Чимбар" (жил Чимбар там), или "У Хмеля" (Хмель жил). Даже новые хозяева магазинов оставили эти названия, так как все мы знаем, где оно ... Но вернемся к рождественскому представлению "Карнаухівчан", сквозная линия сценария такова: Дед Мороз обращается за субсидией, но ему отказывают. Все наши проблемы в этом сценарии представлены, мы их в юмористическом русле обыграли, значит живем.

- Что пожелать? Работать нормально, стабильно. Если будет "ДНЕПРАЗОТ" работать, то будут люди иметь достаток, смысл жизни. Мой младший сын работает на вашем предприятии, поэтому я за него болею тоже. А для поселка "ДНЕПРАЗОТ" - вообще главное предприятие: помогает, платит за землю. Желаю, чтобы в следующем году азотчикам работалось полегче, руководству и коллективу - здоровья, хорошего настроения, благополучия!

Gorod.dp.ua на Facebook.

Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами

* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
95
лет театру ДрамиКом

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте