Министерство инфраструктуры хочет увеличить долю электрокаров на дорогах страны до 15% уже в 2020 году. Электромобили подешевеют на 21-22%, если Министерство воплотит заявления о поддержке экологического транспорта. Производителей отечественных машин обещают освободить от налога на прибыль и землю.
Сайт "Сегодня" выяснил, подешевеют ли в 2017 году электрокары и возможно ли увеличить их количество на украинских дорогах до 15%.
Министерство инфраструктуры предлагает до 2021 года освободить импортные электромобили от: НДС – 16,8%, сбора в Пенсионный фонд – 4,8% и акцизного сбора – 109 евро. Кроме того, в правительстве хотят сделать налоговую скидку автодилерам на налог на прибыль и возмещать часть стоимость авто покупателю. Для отечественных производителей электромобилей – отменить НДС и ввести льготную ставку налога на землю до 2028 года, сбор в Пенсионный фонд отменят только до 2021. Также планируют отменить пошлину на импорт комплектующих для электрокаров и установить отсрочку от уплаты НДС на полгода.
Например, новый Nissan Leaf 2010 года выпуска стоит 17500 долларов, при отмене налогов, электрокар подешевеет до 13 745 долларов. При нынешних 0,71 грн за кВт электроэнергии, полная зарядка авто обойдется в 17 грн, этого хватает на 160 км. Стоимость более дешевого Smart Fortwo ED 2014 года выпуска снизится с 11702 долларов до 9 153. От этой цены отнимется еще государственный грант, сумма которого пока неизвестна.
Детали о том, как будет возмещаться покупателям часть стоимости электрокара в министерстве не разглашают. Но, скорее всего, это предложение не воплотят, считает исполнительный директор Украинской ассоциации участников рынка электромобилей Сергей Богуш.
"Это задумки, они относятся к части поощрения. Нам предлагали вместо отмены НДС, давать льготные выплаты. Но у нас в стране людям пенсии не могут нормально выплатить, а завтра нам скажут, что на эти статьи нет денег. Система социальных гарантий, к сожалению, не работает", – говорит он.Главный исполнительный директор компании ElectroCars Александр Кравцов, считает, если гранты оставят, их будет сложно получить. "Субсидии для покупки электромобилей мало повлияют на развитие рынка, вряд ли всем желающим будет легко их получить", – прогнозирует он.
Из всех электрокаров, которые ездят по дорогам страны, большая часть появилась в прошлом году. Для сравнения, в 2016 украинцы купили больше 1600 авто, в 2015 – 731 электромобиль, а в 2014 – 95. Резкий рост продаж электрокаров связан с отменой в 2016 таможенной пошлины в 10%. По темпам роста продаж электрокаров Украина опередила Польшу и Россию. Но по количеству электромобилей мы отстаем. Так, в Норвегии зарегистрировано более 22 тыс. электрокаров, во Франции – 17 тыс., Германии – 9,4 тыс.
"Если учитывать количество зарядных станций на трассах и возможность продолжить пробег еще на 100 км, воспользовавшись генератором, то путешествия по Украине – уже не проблема. В крупных городах уже нет никаких трудностей с зарядкой электромобиля, в целом по стране их уже около 300, треть из которых в столице", – рассказывает Александр Кравцов.
Сооснователь Тесла Клуба Украины Назар Шимоне-Давида поясняет: когда электромобилей в стране стало больше, то рынок отреагировал самостоятельно – без стимулирования государства появились станции зарядки электрокаров. Но к "электрозаправкам" государство должно установить технические требования, считает Олег Родин, директор компании E-Line, которая устанавливает зарядные станции для электрокаров.
"Зарядная станция – это устройство, которое "общается" с автомобилем. Не просто передает электроэнергию, а компьютер станции контактирует с компьютером машины. Таких станций в Украине порядка 300 и еще 100, которые на самом деле представляют собой электрические розетки. Мы полтора года пытаемся внести в законодательство понятие "зарядная станция", как это понимают в мире", – говорит он.
"В 2015 электромобили были диковинкой. Сейчас ситуация изменилась. Законопроект доработан. Мы отправили письма каждому депутату и получили ответы, около 300 парламентариев поддерживают развитие электромобилей. Не думаю, что среди них будет сопротивление", – говорит Олег Назаренко.
В 2017 году электрокары не подешевеют, потому что на создание проекта и его принятие уходит год, считает Александр Кравцов. Поэтому, дешевых электрокаров следует ждать с 2018-го.
"Удивительно было бы, если бы власть и в дальнейшем игнорировала электромобильных тренд в Украине. Хотелось бы, чтобы все пункты из плана Омельяна (министра инфраструктуры – прим. авт.) удалось реализовать в намеченные сроки. Но есть одно "но". У нас в среднем законы принимаются в течение года. Если взяться за работу прямо сейчас, то в середине 2018-го украинцы почувствуют, что государство "За" электромобили не только на словах", – говорит он.
Правительство не должно ограничиться принятием законов, считает исполнительный директор Украинской ассоциации участников рынка электромобилей Сергей Богуш. На государственном уровне следует создать программу о переведении коммунального транспорта на автомобили с электродвигателями, а также в строительных нормах предвидеть установку в подземных парковках многоэтажек зарядных станций.
"Около 90% процентов городского транспорта двигается в пределах города. Весь транспорт можно перевести на электрический и тем самым уменьшить вредные выбросы и сэкономить на топливе. В бюджете города это огромная экономия – бензин стоит в 20-30 раз дороже, чем электроэнергия. Сэкономленные деньги можна направить на развитие других отраслей. Нужно смотреть вперед, что будет через пять лет и какие тренды будут в мире", – говорит Сергей Богуш.
После отмены налогов правительству следует создать стратегию для развития инфраструктуры электрокаров, отмечают эксперты. Этим должны заняться сразу несколько министерств, посольку электротранспортом должны быть заинтересованы и в министерстве экологии, и местные власти.
"Кроме отмены налогов должна быть стратегия по инфраструктуре, создание алгоритма подключения зарядных станции в многоэтажных домах и другие бонусы, например, бесплатные муниципальные паркинги, проезд по полосам общественного транспорта. Это дополнительные преимущества, которые бы побуждали жителей больших городов пересаживаться на экологические авто", – добавляет Александр Кравцов.
Автор: Виталий Андроник
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |