Доменные печи – это то, с чего все начиналось на Днепровском металлургическом заводе, будущем ДМК. Домны были сердцем завода, которым, по сути, остаются и поныне.
О них – доменных печах, первом звене полного цикла металлургического производства (аглодоменное, сталеплавильное, прокатное), и пойдет речь в этой статье, конечно же, в контексте Днепровского меткомбината и Каменского.
В 1825 году шотландский изобретатель Джеймс Нилсон начал опыты по вдуванию в доменную печь горячего воздуха. Спустя три года Нилсон получил патент, и в 1829-м осуществил нагрев дутья на заводе Клайд в городе Глазго (Шотландия). Устройство Нилсона позволяло нагревать воздух всего лишь до 150°С (в современных домнах воздух нагревают до 1100-1400°С), однако использование, вместо холодного дутья, нагретого хотя бы до 150°С воздуха привело к снижению удельного расхода каменного угля, применяемого в доменной плавке, на 36%. Это было невероятное открытие.
К 1840-му лицензию на использование нагретого дутья приобрели 58 промышленников в Англии и 13 в Шотландии. Помимо купивших лицензию, были также и те, кто использовал подогретое дутье без лицензии, из-за чего Нилсон много судился. За всю историю существования доменного производства ни одно мероприятие не дало такого снижения удельного расхода топлива, как использование нагретого дутья.
В 1857-м изобретение Нилсона радикально усовершенствовал английский инженер Эдуард Каупер – один из авторов пишущего электромагнитного телеграфа и колеса со стальными спицами и резиновыми шинами. Продолжая дело Нилсона по нагреву дутья, Э.Каупер изобрел воздухонагревательный аппарат регенеративного типа для доменных печей, который и сегодня часто называется «каупером» – в честь своего творца. Воздух в каупере нагревался до гораздо более высоких температур, что, конечно же, весомо снижало расход топлива, например, кокса, и повышало общую эффективность производства.
Наступил ХХ век, по стране прокатилась гражданская война, разруха и нищета пришли в Каменское. Плачевное положение завода все ухудшалось, и в декабре 1923-го он был официально закрыт. Тем не менее, рабочие активно боролись за то, чтобы завод заработал вновь. Более года борьбы принесли плоды – руководство страны услышало их просьбы, и завод снова встал в строй, вновь закипел чугун в доменных печах. В год запуска завода чугуна выплавили 11% от довоенного производства, но уже спустя два года, в 1927-м, чугуна выпустили столько, сколько до войны – 426 тонн. В 1928-1929 гг. выплавка чугуна превзошла уровень производства 1913 года на 23%. С 1925 по 1929 были построены две доменные печи, а остальные были реконструированы.
«Одновременно с генеральной реконструкцией завода, – писал в своей статье И.Манаенков в 1932-м, – расстраивается и благоустраивается Каменское, которое из бывшего когда-то села должно будет превратиться в благоустроенный социалистический город». В прошлом номере газеты «ДМК» можно было прочесть, как в 1974-м был построен и сдан в эксплуатацию первый дом на левом берегу Каменского. Но еще в 1932-м в той же статье, что цитировалась выше, И.Манаенков продолжает: «В связи с постройкой через Днепр железнодорожного моста представляется целесообразным перенесение строительства социалистического города на левую сторону Днепра». (И.Манаенков. Прошлое, настоящее и будущее завода Дзержинского. Бюллетень №№17-18 научно-технических и исследовательских работ, Техническое издательство, Харьков-Днепропетровск, 1932 г.).
Завод строил жилые дома. В строительстве участвовали и непосредственно его работники. Город рос, появлялись новые улицы, площади, и в 1933-м горком партии делегировал в Москву мастера мартеновского цеха, депутата горсовета А.Трофимова – просить о разрешении и финансировании строительства в Каменском трамвайной дороги: «Увеличивается население, а городского транспорта фактически нет. Очень сложно рабочему люду добираться до места работы. Без трамвая не обойтись». Просьбу в Москве услышали, деньги на строительство дали, и в 1935-м в Каменском состоялся торжественный митинг, посвященный пуску трамвая. Протяженность единственного тогда трамвайного маршрута составила 12,5 км.
Ударная застройка Каменского сделала его примечательным для журналистов других городов, писавших о нем, как об убедительном успехе социалистического строительства. Журналисты даже окрестили город «жемчужиной металлургии в социалистической оправе».
Перед Второй мировой на заводе работало 6 доменных печей. Во время оккупации немцы пытались заставить завод работать на их нужды, но оставшиеся работники саботировали производство, мешали запустить завод и получать металл. В сообщениях оккупантов «наверх» в Берлин значилось: «Это – огромный завод, мы не смогли восстановить его. Теперь производим брички, напильники, костыли для рельсов». Во время бегства из Днепродзержинска в 1943-м фашисты взорвали 16 основных цехов. Полностью были разрушены ДП №3 и ДП №5. Но как только немцы ушли, восстановление завода началось ударными темпами. Не хватало и инженеров-специалистов, и простых рабочих. Мужчины были на фронте, и горновыми и сталеварами становились женщины. Кто бывал в доменном цехе, представляет, что такое работа горнового. Не то, что для женщин, даже для физически крепких мужчин профессия горнового – это достаточно тяжелый труд…
Уже на 49-й день после освобождения города была полностью восстановлена одна из печей – ДП №2. И вновь завод заботился не только о выпуске металлопродукции, но и о благосостоянии трудящихся. В 1943-1944 годах было отстроено 30 тыс.м2 жилья, куда вселились семьи возвратившихся из эвакуации металлургов.
Завод восстанавливали не слепо, а с учетом новшеств металлургии. К 1945-му работали уже шесть мартеновских печей и две доменные. При этом выплавка чугуна вскоре шла уже по новой, более эффективной системе, разработанной в 1946-м инженером-доменщиком, будущим директором завода Г.Орешкиным. В начале 1950-х завод превратился в крупнейшее металлургическое предприятие страны. В 1952-м в рекордные сроки – 5 месяцев – была сооружена ДП №12. Эта печь стала полигоном для испытаний и новшеств. На ней в 1957-м впервые в стране была внедрена технология использования природного газа в доменном производстве, что позволило ДП №12 производить самый дешевый в СССР чугун. Много еще было побед, нововведений и постоянных тяжелых сражений с огненной стихией в доменном цехе, ведь для доменщика каждая рабочая смена представляет собой напряженную борьбу в непростых реалиях его профессии. Обо всем этом подробно не напишешь – в газетную страничку не вместить тысячи судеб трудившихся в доменном цехе людей, их трудовых будней и усилий, которые они прилагали.
В 2007-м состоялся запуск доменной печи №1М (модернизированной) производительной мощностью более 1 млн. тонн чугуна в год. Ввод в эксплуатацию комплекса аспирационных систем на этой печи позволил уменьшить годовой объем выбросов пыли в атмосферу на 1300 тонн.
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |