Если у вашего ребенка аутизм, гиперактивность, дефицит внимания, сенсомоторная или моторная алалия (задержка развития), вам нужна группа специалистов, которые помогут ребенку развиваться.
Советует Наталья Стручек, директор специализированного сада для детей с ментальными особенностями «Дитина з майбутнім».
***
Когда ребенок маленький (1-1,5 года), семья может заметить, что что-то не так: например, он не реагирует, когда его зовут по имени, плохо или вообще никак не контактирует с другими детьми, делает только то, что хочет; могут быть усилены истерики.
Обычно семья обращается к неврологу, объясняет Стручек. Когда ребенок маленький, семья обычно слышит: «У ребенка задержка речевого или психо-речевого развития».
Когда ребенку год-полтора, семья редко ходит к логопеду, потому что речь, как правило, появляется в два года. Хотя чем раньше начать, тем лучше, объясняет специалист.
«У нас не хватает информирования для семей. Когда родителей начинает что-то смущать, они не знают, куда и к кому идти. Даже если они пошли к неврологу и им сказали диагноз«Задержка развития», понять, что теперь с этим делать дальше, может быть сложно», – говорит Стручек.
Ребенком надо заниматься с детства, а не ждать, пока он подрастет. Тогда благодаря раннему вмешательству и коррекции он может даже не попасть в категорию детей с особенностями. Ведь есть дети с легкой степенью, которым требуется только социальная помощь, и они хорошо развиваются.
Поэтому важна «дорожная карта» – ею пользуется цивилизованный мир. Когда семья с ребенком в раннем возрасте обращается к специалистам, им сразу ее выдают: что нужно сделать, чтобы адекватно оценить состояние ребенка, дать объяснения и качественные рекомендации на будущее.
Коррекция состоит из трех частей: медицинской, социальной (семья) и педагогической.
«В Украине скептически относятся к необходимости обследования детей раннего возраста: «Мы еще подождем», «Да что ему, такому маленькому, делать МРТ? Зачем?» – рассказывает эксперт.
В результате теряется время, когда на ранних стадиях можно понять, что с ребенком, и предложить семье самую раннюю коррекцию. Это нужно, чтобы как можно выше поднять уровень развития малыша и бороться за его возможности в будущем.
Когда коррекция начинается в четыре года, это совсем другой путь развития ребенка, рассказывает Стручек: «Ведь тогда ребенка не учат «с нуля», а уже переучивают. Ребенку тогда сложнее, чем в полтора года. Труднее навязывать ему новые правила».
У детей с особенностями развития обычно есть другие сопутствующие проблемы, которые родители не всегда понимают. Бывает, говорят: «Да нет, у нас с этим все в порядке», – но при этом малышу не делали медицинский скрининг, лабораторные исследования. А это вещи, которые просто так увидеть невозможно.
Поэтому следует пройти ряд обследований. Проблема в том, что все необходимые специалисты часто не сосредоточены в одном месте, где семью постепенно ведут из кабинета в кабинет и уже на выходе дают четкие рекомендации родителям.
Сейчас семье приходится самостоятельно искать специалистов, которые иногда работают в разных городах. Это отнимает время у ребенка и силы – у родителей.
К каким специалистам следует пойти на обследование и консультации?
Сначала –к неврологу. Но ищите такого, который сталкивается в работе с детьми с особенностями развития. Ведь неврологи бывают разные, и квалификация у них разная.
«Сейчас ХХІ век, есть Интернет, различные форумы, группы, и мамы друг другу могут посоветовать», – говорит Стручек.
Вы можете пойти к двум неврологам, чтобы иметь различные точки зрения и потом их сравнить.
Если пошли к неврологу, сделайте энцефалограмму. Ведь даже осмотр невролога часто не может объективно и полностью оценить состояние ребенка.
Врач не может просканировать мозг и сказать, если ли там какие-то незрелости; может, это чисто поведенческие проблемы или педагогическая запущенность.
Если у ребенка есть особенности развития, энцефалограмму надо делать как минимум раз в полгода , чтобы отслеживать физиологическую динамику развития мозга: какие зоны недоразвитые, какие очень хорошо развиты и т.п. Это помогает разрабатывать правильную программу развития ребенка.
Для энцефалограммы тоже важно найти хорошего специалиста, чтобы он умел правильно расшифровать то, что показало обследование, и понятно объяснить это родителям.
Обязательно нужна консультация гастроэнтеролога. Дети с особенностями часто имеют проблемы с избирательностью в еде, в текстурах пищи, запахах и т.д. Может быть непереносимость каких-то продуктов, аллергии.
Если зацепки есть, далее следует посетить иммунолога. Там другой скрининг, другие анализы. Обязательно должны посмотреть генетики: связана ли такая ситуация с генетикой.
Если у ребенка аутизм, необходим поход к психиатру.
Все имеет значение. Это клубок, каждую нить которого надо размотать.
Если ребенку уже пять лет, нельзя идти только к одному-двум специалистам, а к другим – нет.
Если малышу полтора-два года,главную функцию может взять на себя психолог, мама может помогать как социальный педагог, папа будет физическим реабилитологом. Это может быть хорошим стартом.
Также важно, чтобы специалисты объясняли семье результаты обследований. Бывает, семья посетила энное количество медиков, но понятной информации – ноль. И что делать дальше – неизвестно.
А если родители уже посетили всех этих врачей и получили результаты, к кому идти с этой папкой? Это самый больной вопрос, объясняет эксперт. Потому что центра, который поможет, обычно нет.
Поэтому на анализы родителей должен направить врач, к которому они потом вернутся с результатами и составят вместе с ним план работы. И такой план нужно составить с каждым специалистом.
Аутизм, алалия, гиперактивность ребенка – комплексные расстройства, и преодолевать их надо комплексно.
Здесь нужны и физическая реабилитация, и психолог, и дефектолог, и логопед, и социальный педагог. Это гвардия специалистов, каждый из которых работает в своей зоне. Один психолог не справится с таким объемом.
Работать с родителями должны все эти специалисты, и каждый должен объяснить, что происходит с ребенком по его направлению, расставить акценты, обнаружить, что развито слабее, а что – сильнее. Надо выводить ребенка на такой уровень, чтобы все зоны выравнивались и начинали одинаково расти.
«Когда мы тестируем детей, получаем такой хаотичный график! Что-то будет как раз на уровне возраста ребенка, а что-то – почти на нуле. Тогда специалисты могут браться за сильные стороны и постепенно подтягивать слабые. Но это должна быть командная работа», – объясняет Стручек.
Нельзя рвать ребенка на части: специалисты должны работать вместе, обмениваться информацией. А такое тестирование рекомендуют проводить раз в три месяца (если с малышом работает команда специалистов) или раз в полгода, если мама занимается сама.
« Два года назад мы запустили уникальную программу дистанционной коррекции «Наша дитина» для детей, не имеющих возможности учиться у нас в Киеве. В течение нескольких дней мы тестируем ребенка, с ним работает целая команда педагогов и формируем индивидуальную программу развития на 6 месяцев. Этой программой могут пользоваться самостоятельно, как родители, так и отдельные специалисты, которые уже работают с ребенком , - рассказывает Наталья Стручек. - Родители довольны и количество семей, которые пользуются программой, растет с каждым днем. А мы рады, что имеем возможность поделиться своим почти 10-летним опытом ежедневной работы с особыми детьми с каждой семьей по всей Украине ».
Одной из очень важных составляющих успешной коррекции является соблюдение семьей рекомендаций специалистов. Ведь если специалисты формируют у ребенка рамки и правила, социализируют его, а дома ребенок чувствует вседозволенность, он в своем развитии будет стоять на месте.
Если поведение ребенка негативное, устанавливайте ограничения. Иногда родители сначала все позволяют, а потом думают, что ребенок все поймет и начнет идеально себя вести. Нет. А с детьми с особенностями такое вообще не проходит, отмечает эксперт.
Важно понимать, что родители могут сделать больше других. Главное – как можно больше живой коммуникации с ребенком: физически, морально, словами.
Как вы изучаете иностранный язык? Слышите непонятную речь, шум. Дети с особенностями, по сути, живут в таком же шуме: не понимают, что им говорят, что от них хотят, к ним ли обращаются. Они считывают эмоции и интонации.
Если вы что-то смотрите, смотрите вместе с ребенком. Объясняйте, что происходит: кто куда поскакал, как и почему поступил и т.д.
Родители должны работать над пассивным словарным запасом ребенка:постоянно показывать предметы, называть их. Очень важно делать акценты, хвалить ребенка, если что-то получается.
050 352 90 97
childfuture.kiev.ua/uk/poslugi/
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |