За свою почти 150-летнию историю эта площадь пережила немало изменений. А могло быть их – еще больше.
В следующем, 2026 году центральный железнодорожный вокзал Днепра и Привокзальная площадь отметят юбилеи. Исполнится 75 лет со времени открытия нынешнего вокзала, построенного вместо разрушенного в годы Второй мировой войны. И будет 70 лет с завершения формирования Привокзальной площади в нынешнем виде.
Формирование Привокзальной площади началось с 1884 года, когда был открыт главный вокзал Екатеринослава. С тех пор вокзал и площадь пережили немало трансформаций. Об их истории Городскому сайту подробно рассказывал наш давний друг, историк Максим Кавун.
Изменений в облике Привокзальной площади и соседней с ней застройки могло быть гораздо больше.
Напомним, что до пандемии и начала полномасштабной войны в Днепре очень долго обсуждали концепцию реконструкции этой площади. После жарких споров до дела так и не дошло…
А сегодня мы коснемся малоизвестной страницы истории города и Привокзальной площади.
И площадь, и соседние дома, и сам вокзал в ходе восстановления и строительства после разрушений Второй мировой войны могли приобрести иной облик. Здания вокзала и соседних с ним жилых домов планировались гораздо более помпезными, с богатым декором и башенками.
Но как раз в дело вступили запреты на так называемые «архитектурные излишества».
Об этом в группе «Мой родной Днепр. Интересные фотопрогулки по истории города» напомнил Ханс Калинин:
«Проекты, которые остались только в истории.Вот именно так могла выглядеть Вокзальная площадь, если бы все шло по плану. Проект послевоенного восстановления и обустройства Вокзальной, Привокзальной площадей и площади Островского перед выездом на Амурский мост. Ж.Д.Вокзал отметил стрелкой. Один фонтан перед Вокзалом, второй в конце сквера и клумбы, вместо памятника Петровскому. Сбоку от Вокзала, вместо ТЦ, могла быть шикарная клумба. Много зелени. И на площади Островского тоже фонтан.
Вокзал, если бы его построили по первоначальному, оригинальному проекту А. Н. Душкина. А ещё перед зданием Вокзала должен был быть красивый фонтан. По его проекту вокзал построили и в 1951 году открыли. Но в целях экономии средств и в свете последних политических взглядов того времени, убрали всю помпезность и все декоративные элементы с фасада здания.
А вот дом завода ДЗМО на Привокзальной площади, по проекту Зуева В.Н. (сейчас адрес пр.Яворницкого, 123), построили по проекту, без изменений!
А вот таким должен был быть всем известный дом от завода Карла Либкнехта на площади Вокзальной,2, если бы в 1950-е годы не началась, так сказать, "борьба с архитектурными излишествами". Архитектор Зайченко И.Р. Дом по проекту построили, но в очень упрощённом варианте».
Иллюстрации из архива Городского сайта и со страницы группы «Мой родной Днепр. Интересные фотопрогулки по истории города».
![]() |
Gorod`ской дозор |
![]() |
Фоторепортажи и галереи |
![]() |
Видео |
![]() |
Интервью |
![]() |
Блоги |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
![]() |
Погода |
![]() |
Архив новостей |