Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
вт, 05 ноября 2024
04:22

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

Опустеют ли полки украинских магазинов

Опустеют ли полки украинских магазинов
Ритейлеры начали урезать ассортимент: первыми под нож попали российские товары и продукция премиум-класса, пишет Forbes Украина.

В преддверии широко анонсированного кризиса торговые сети начали сокращать ассортимент. «Содержать былое количество товаров сетям невыгодно, – отмечает директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко. – Пока сокращение незначительное – максимум до 10%». При этом ритейлеры не скрывают, что ждут оживления рынка вскоре после получения первых траншей от МВФ и президентских выборов. «Если же в июне существенных изменений не произойдет, придется резать ассортимент до 30%», – считает эксперт.

Ритейлеры заранее готовятся к кризису. «Угроза военных действий – ключевой фактор потребительского спроса. На нее накладывается объективное ухудшение благосостояния и ожидания тяжелого года», – полагает заместитель директора GfK Ukraine Глеб Вышлинский. Большинство опрошенных Forbes экспертов говорят о сокращении числа покупок. Сети «Велика Кишеня», «Брусничка», Watsons отмечают незначительный рост среднего чека, но он связан с повышением цен.

Печальный опыт

Раздутый ассортимент стал одной из причин закрытия ряда магазинов украинских торговых сетей в кризисном 2009-м. Тогда многие ритейлеры сократили число товаров в среднем на 18%. Нынешние управленцы учли горький опыт прошлых лет и занялись оптимизацией ассортимента заблаговременно. «Для нас это постоянный процесс, который связан с изменениями форматов продаж в рознице и интернете, – разъясняет генеральный директор COMFY Геннадий Вербиленко. – Нам важно максимально соответствовать запросам покупателей и обеспечивать бизнесу оборачиваемость товарных запасов». Недавно COMFY перешла на омни-канальную модель бизнеса: менее оборачиваемые товары переведены на виртуальную полку сети и в интернет-магазин.

Постоянно оптимизируется ассортимент и в АТБ. «Предприятие получает прибыль за счет оборачиваемости средств, – подчеркивает начальник отдела по связям с общественностью и прессой корпорации АТБ Анна Личман. – Поэтому мы ежемесячно анализируем продажи. Если товар показывает низкие результаты, он выводится из ассортимента». Резкого снижения спроса в сети сейчас не наблюдают, так как ныне проигрышные позиции были выведены ранее. Впрочем, дискаунтер и так работает с минимальным ассортиментом – около 3500 товарных позиций. Для сравнения, в большинстве продуктовых супермаркетов этот показатель в пределах 8-15 тыс.

Начал сокращать ассортимент и «Фуршет», существенно «погоревший» в прошлый кризис. На старте и «Велика Кишеня». «Мы прогнозируем в одних категориях рост, в других падение, поэтому вскоре пересмотрим ассортиментную матрицу. Начнем после майских праздников, когда вся картина будет максимально ясна. Будет и сокращение позиций, и поиск новых марок, которые смогут быть конкурентными в нынешней финансовой ситуации», – делится планами руководитель отдела развития связей с общественностью ПАО «Ритейл-групп» («Велика Кишеня», «Велмарт» «ВК Selekt»; «ВК Экспресс») Елена Разумова.

Кандидаты на отчисление

«Украинские сети изначально очень сильно разбаловали потребителя. Нигде в мире нет такого широкого выбора товаров. В некоторых украинских супермаркетах SKU больше, чем в европейских гипермаркетах», – рассказывает управляющий партнер консалтинговой компании Retainet Александр Ланецкий.

При оптимизации ассортимента эксперт рекомендует перенимать европейский опыт. В западных странах, как правило, товарная линейка включает 2-3 бренда, занимающих 60-70% места на полке, и несколько собственных торговых марок: «В украинских же супермаркетах до сих пор многие товарные группы насчитывают до 10 позиций. Сокращаться есть куда. Даже в разы».

В первую очередь ритейлеры избавляются от невыгодных позиций. «Главным критерием оптимизации ассортимента остается анализ прибыли/продаж торговых марок,товарных позиций в разрезе занимаемого места на полке», – отмечает соучредитель компании «Доминанта Фуд», экс-коммерческий директор Fozzy Group Павел Бойко. С ним солидарен Вербиленко: «Для ритейлера важны два показателя – маржинальность и оборачиваемость. Соответственно, нужно формировать ассортимент с учетом этих показателей. Необходимо видеть потребности клиента в перспективе, и анализировать их изменения».

Ориентация на потребительские предпочтения уже побудила ритейлеров уменьшить долю некоторых категорий товаров. В лидерах по падению спроса – российские марки, что вызвано набравшей обороты в соцсетях акцией по отказу от товаров страны-агрессора. Согласно экспертной оценке Бойко, продажи товаров из РФ в среднем упали на 35%, отдельных марок – более чем на 50%. К примеру, продажи чая российского производства сократились в целом на 20%. В западных и центральных регионах падение доходит до 60%, свидетельствуют данные Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей.

«Сейчас во многих сетях (АТБ, «ЭКО-маркет», «Новус») практически все акционные товары – российского производства. После распродаж их место займут украинские марки», – полагает Дорошенко. В АТБ российских товаров не более 2%, в «Великой Кишене» – около 5%. Торговая сеть «Вопак» вообще вывела российские товары из ассортимента. «В долгосрочной перспективе замещение российского импорта украинскими марками полезно для рынка», – подчеркивает Бойко.

После укрепления доллара просели продажи и товаров, импортируемых из других стран. Их подорожание на 50-60% сразу отметили потребители. Правда, точных цифр сокращения числа таких товаров ритейлеры пока не называют. «Наиболее проблемными являются товары длительного пользования, особенно импортные», – резюмирует Вышлинский.

Дорогое удовольствие

Еще одно трендовое падение демонстрируют дорогие товары. «В кризис многие покупатели переориентируются на более низкий ценовой сегмент», – отмечает директор информационно-аналитического агентства «Союз-Информ» Владимир Мамонтов. «Верхний ценовой сегмент сейчас нет смысла менять. Даже при гипотетическом сокращении количества покупок в нем в 1,5-2 раза финансовые показатели серьезно не упадут из-за и так небольшой доли последнего в продажах», – считает коммерческий директор ПАО «Ритейл Групп» Дмитрий Каширин.

Основная оптимизация происходит на стыке среднего и низкого ценового сегмента. По мнению Каширина, расширять ассортимент имеет смысл только там, где действительно меняющийся в разнообразии спрос не покрывается предложением либо поставки производителей нестабильны. А не вводить новые дешевые позиции в линейку там, где покупателю и так всего хватает. «К примеру, у нас 20 видов дешевых макарон, и если мы запустим еще 20 таких же по качеству и цене видов, но с другой этикеткой, они будут просто занимать место на полке, не приращивая продаж в целом», – считает Каширин.

Управленцы сетей постепенно избавляются и от низкомаржинальных товаров, оставляя только пользующиеся наибольшим спросом. «В любой товарной линейке есть продукция с большей и меньшей наценкой, поэтому потребители могут и не заметить исчезновения ряда товаров», – уверен Дорошенко. «У нас самые низкомаржинальные категории – товары для детей и бытовая химия. Порой маржа не покрывает даже операционные затраты», – сетует директор по маркетингу сети магазинов Watsons Игорь Дидок. Примечательно, что «показания» о размере наценки существенно разнятся. Официально представители сетей уверяют, что работают на средней марже в 18%.

Неофициально говорят, что сокращают товары с «низкой маржой» – от 40-50%. Резюмируя, Ланецкий предлагает искать оптимальный баланс между «коровами» и «звездами». Первые – товары, пользующиеся наибольшим спросом. В продуктовом ритейле это хлеб, молоко, мясо, крупы. На этих низкомаржинальных товарах ритейлеры зарабатывают немного. «Но без них магазина не будет. Эту категорию нужно сокращать очень осторожно», – подчеркивает эксперт.

«Звездами» называют товары с высокой маржой. Большинство из них – сопутствующие непродуктовые товары (посуда, пакеты для мусора, постельное белье, книги, игрушки). На них наценка может достигать 200-300%. «Наиболее высокая маржа, в основном, получается с «порочных» товаров. Это алкоголь, сладкое, снековая группа», – дополняет Каширин. «Люди приходят за «коровами», заодно покупают и «звезд», – подытоживает Ланецкий.

«Немодные» товары

Проседание многих товарных категорий эксперты начали фиксировать уже в конце первого квартала. «В продуктовом ритейле, судя по отгрузкам товаров от производителей, в марте-апреле спрос упал на 20-40%, – отмечает Дорошенко. – Главная причина тому – дикий февральский ажиотаж на продукты длительного хранения». За те несколько дней паники многие производители «спустили» месячный, а некоторые – и двухмесячный запас своей продукции. Операторы надеются, что припасы «на случай войны» вскоре закончатся, и спрос возобновится. Пока же даже производители соли жалуются на серьезный спад продаж. «А в лидерах падения продуктовых супермаркетов косметика, сопутствующие товары повседневного спроса, кофе, чаи, кондитерские изделия ценовой группы выше среднего», – перечисляет Дорошенко.

Лидерами по количественному приросту продаж являются яйца, сыпучая бакалея и макароны, консервы, соусы и специи, масла, мороженое, мороженая рыба. Самое большое падение в данной группе – у свежей деликатесной рыбы.

Покупатели стали мигрировать и по товарным категориям. Дорогие молочные десерты украинский потребитель стал заменять йогуртами, коньяк и водку «променял» на виски, украинские и грузинские вина – на «тихие» вина Европы.

«Последние два года наиболее быстрорастущий сегмент в алкоголе – виски, поскольку его цена почти сравнялась с ценой на отечественный коньяк и водку, – рассказывает Разумова из «Ритейл-групп». – Сети предлагают большой выбор недорогих качественных испанских, французских, чилийских вин, цены на которые не сильно отличаются от украинских и дешевле многих грузинских».

По мнению Каширина, ставку всегда нужно делать на товарные группы, обладающие высокой степенью проникновения в корзину всех покупателей. Это товары, потребление которых сокращают в последнюю очередь: «Как показывает опыт предыдущего кризиса, совершенно не обязательно, что покупатели откажутся от всех благ и сядут на крупу с консервами. Сладкое, алкоголь и корма для котов украинские потребители покупают при любой ситуации».

Техника экономии

В противовес продуктовым запасам «на случай войны» украинцы стали меньше тратиться на «блага цивилизации». Рынок бытовой техники и электроники в марте снизился на 2,3%, свидетельствуют данные GfK. Хотя еще в январе-феврале демонстрировал рост на 7,6%. «Одна из причин тому – сокращение потребкредитования», – отмечает Вышлинский.

По мнению гендиректора COMFY, в 2014 году весь рынок ждет значительное перераспределение категорий. Будут существенно сокращаться продажи цифровых фотокамер из-за давления со стороны смартфонов, в которых встроенные камеры полностью заменяют их функции. Спрос на ноутбуки продолжит падать на фоне резкого роста планшетов. Практически уходит с рынка категория гейм – игровые консоли и коробочные игры. Все больше людей играет в игры на планшетах и смартфонах. Существенно сократились категории автоэлектроники и Hi-fi. Смартфоны практически полностью вытеснили с рынка мобильные телефоны.

«В период нестабильности особенно растут «инвестиционные» категории – товары длительного использования: холодильники, стиральные машины, кухонная техника, телевизоры, – подчеркивает Вербиленко. – Отдельно можно выделить мультиварки. Они стали чемпионом по динамике в 2013 и 2014 годах». Аналитики отмечают и спад рынка стройматериалов. В крупнейшей сети строительно-хозяйственных гипермаркетов «Эпицентр К» эту информацию отказались подтвердить, отметив лишь, что «компания работает стабильно, ассортимент – также стабилен». Вместе с тем снижение рынка недвижимости не может не повлечь за собой падение спроса на стройматериалы. В самом «инвестиционном регионе» – Киеве – в феврале число сделок купли-продажи квартир снизилось на 21,8% по сравнению с январем. Всего реализовали 1106 квартир. В марте показатель упал почти вдвое – до 688, свидетельствуют данные консалтинговой компании SV Development.

Схожий тренд прослеживается и на авторынке. По данным AUTO-Consulting, в марте продажи новых легковых автомобилей упали на 51% в сравнении с тем же периодом прошлого года и на 34% по сравнению с февралем 2014-го. «События марта повергли в шок большую часть населения Украины непредвиденным развитием ситуации с аннексией Крыма и риском начала военных действий на материковой части нашего государства, – анализирует ситуацию начальник отдела маркетинга «НИКО-Украина» Сергей Новиков. – В совокупности с еще более нарастающей напряженностью на валютном рынке это автоматически привело к спаду спроса на автомобили».

Эксперт прогнозирует перераспределение потребительских предпочтений: «Учитывая тенденцию подорожания топлива, основная часть автолюбителей склоняется к покупке автомобилей малого и среднего класса, которые зачастую отличаются небольшим объемом двигателя и, соответственно, небольшим расходом топлива». Новиков также отмечает динамично растущий в продажах класс компактных кроссоверов и средних внедорожников (B-C SUV), позволяющих более комфортно проходить участки с неудовлетворительным состоянием дорожного покрытия.

Gorod.dp.ua на Facebook.


Украинец (здравомыслящий)  (27.07.14 10:00): Извините дорогие мои Слава Украинци! Когда ваши товары будут качеством лучше Российских и в цене дешевле с Удовольствием буду покупать только их, а пока что дорогие Укропроизводители и УкроВеликоэкономисты Тольк Немецкое,Российское а вы с Китайцев попытайтесь догнать по качеству. Слава Украине.! Ответить | С цитатой
Митяй  (15.05.14 22:42): А смысл убирать российские товары, если они пользуются спросом? Полная страна менеджеров и экономистов, а дураками так и остаются. Из-за пропаганды действительно российские товары уменьшились в ассортименте, но это не значит что люди от них отказываются. Больше правда в том, что нас заставляют от них отказаться фашистские власти! Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
покупатель  (15.05.14 18:59): Прикольно, если бы не надумали, как "наказать" Россию ее товарами, так до сих пор бы не заметили, шо у них кризис! Ответить | С цитатой
Денис  (14.05.14 21:03): Как только военные Украины перестреляют путинцев, сразу жизнь начнет налаживаться. Ответить | С цитатой | Обсуждение: 2
крик души  (14.05.14 13:13): Граждане МАЙДАНУТЫЕ, сливайте СОЛЯРУ с ТАНКОВ, заливайте в трактора, и на посевную/ уборочную … жрать будет нечего…, а АМЕРИКОСОВСКИХ ПАЙКОВ на всех не хватит !!! Ответить | С цитатой | Обсуждение: 3
споживчий кошик  (14.05.14 13:04): Украинец, американец и француз попали на остров к людоедам. Вождь племени говорит: "Мы вас съедим, так как ощущаем потребность в белковой пище. но вы можете избежать этой участи. Есть три способа. Либо вы откупаетесь деньгами - 10 штук баксов. Либо вы соглашаетесь на секс со всем племенем. Либо вы нас рассмешите - но у нас специфический юмор, так как мы смеемся, когда видим, что люди едят лук. выбирайте". Американец достал деньги, заплатил, взял каноэ и уплыл. Француз выбрал секс. Украинец говорит: "Я буду есть лук". принесли ему мешок лука. Он ест, плачет, людоеды ржут до колик в животе. Съев полмешка лука, украинец понимает, что больше не может. говорит: "Ладно, давайте секс". Снял штаны, они его оприходовали. Полплемени уже пропустил через себя. Чувствует, что не выдержит больше. "Ладно", - говорит. - "Я расплачусь деньгами!" Ответить | С цитатой | Обсуждение: 2
Тролли-боты  (14.05.14 12:27): Не вернется ПР и Янык НИКОГДА.
Но если вам еще кто то платит, то работайте.
Деньги не пахнут...
Ответить | С цитатой
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами

* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
1,2
млн. новых деревьев высадят на Днепропетровщине

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте