Написать православную икону - таким было задание дипломной работы для выпускников Днепропетровского театрально-художественного колледжа. А сегодня в историческом музее состоялась защита дипломов по специальности "Иконопись". Событие это чрезвычайно редкое не только для Днепропетровска, но и для Украины в целом. Школы, которые готовят профессиональных иконописцев, можно пересчитать по пальцам одной руки. В Днепропетровске за 5 лет это всего лишь второй выпуск.
За пять лет второй выпуск, всего шесть молодых специалистов, но больше один преподаватель не в силах подготовить, - утверждает отец Андрей Пономаренко, настоятель храма Воскресенья Христова одновременно учитель и наставник начинающих иконописцев. Именно ему, в прошлом выпускнику Днепропетровского художественного училища, пришла идея создать здесь мастерскую по подготовке специалистов Иконописи.
Согласно православной традиции, писать иконы могут как мужчины, так и женщины. Единственное условие - человек должен быть верующим и воцерковленным, то есть постоянно жить церковной жизнью. Только в этом случае он может получить благословение и заниматься Иконописью. «В выборе сюжета и композиции современные писцы свободны», - говорит отец Андрей, сразу же оговаривая, - насколько это возможно в иконописи.
Каноны и традиция - они никогда не сковывают, а помогают развиваться, более глубоко раскрывать те образы, которые мы показываем на полотне. Практически все работы имеют определенную связь с иконографией, с православной традицией, но большинство работ - авторские, которые не имеют аналогов, то есть они имеют связь с иконографией, но решения авторские.
Востребованность в иконописцах сегодня огромная. Пока Днепропетровская епархия только подумывает о собственной иконописной мастерской, в регионе восстанавливают и возводят новые храмы, а специалистов православной живописи очень мало.
Так что отцу Андрею, мечтающему о факультете Иконописи при художественном колледже, видимо, придется повременить. Первым делом - храмы. Кстати, все иконы, написанные для дипломных работ, сразу после защиты заберут церкви. Хозяева у каждой иконы появились еще на самом первом этапе ее создания.