В любой ситуации Александр Санжара спокойный и вежливый. Он уверяет, что при таком напряженном графике почти не устает. «Мне нравится то, чем я занимаюсь, — говорит он. – Интересно, поэтому и энергии на все хватает. Какой отдых? Разве что любимые сериалы посмотрю – «Игру престолов», «Теорию большого взрыва» или «Доктор Хаус».
Семья в разные годы жила во Львовской области и на Волыни. Отец Александр Юрьевич работал инженером, мама Ирина Владимировна – экономистом. Саша – старший сын. Приходилось воспитывать брата и сестру. Вадим и Ира на семь и восемь лет младше.
В свободное время читал все, что попадалось в книжном шкафу и библиотеке. В школе учился на «отлично». В музыкальной школе играл на фортепиано и баяне. «В обычной школе я был круглым отличником, а в музыкальной – отпетым двоечником, – смеется Александр. – Познал все стороны жизни, так сказать».
— В четырнадцать лет детство закончилось, — рассказывает он. – За компанию с товарищем поступил во Львовский военный лицей им. Героев Крут. Потянуло на романтику – в военной форме да по городу гулять! Ошибся — гулять вообще не пришлось. Три года прошли, как в детской тюрьме. В одном помещении – тридцать мальчиков-подростков. Редкий день без драки. Требования серьезные. Тем не менее окончил лицей хорошо: две четверки, остальные пятерки. После окончания казарменной жизни меня накрыло неповторимое чувство счастья и свободы. Сохранил его и до сегодняшнего дня.
Еще в шестом классе решил: станет юристом. В военном лицее как раз был юридический спецвзвод, после окончания можно было без экзаменов пойти на юридический факультет. «Но на нашем выпуске такая практика прекратилась, — вспоминает Саша. — На юридический поступали на общих основаниях. Предложили без экзаменов идти разве что на военное отделение во львовскую политехнику на автомобильного инженера. Начал искать возможность поступить на правоведение, знакомые подсказали, что в Днепропетровске открывается Академия таможенной службы Украины, в ней будет юридический факультет».
Так, в 1997 году Александр Санжара приехал в Днепропетровск. Сдал экзамены и поступил в новый вуз. Чтобы не просить деньги у родителей, уже на первом курсе начал подрабатывать – раздавал листовки. На втором курсе повезло с преподавателем — лекции по гражданскому праву читал Борис Филатов. Это был единственный год, когда он преподавал в таможенной академии. «Лекции были настолько интересными, что их никто не пропускал, — вспоминает Александр. – У Филатова всегда была первая лента, но приходили все студенты. Хотя Борис Альбертович никогда не отмечал пропуски».
Санжара был старостой группы, учился на «отлично» и почти по всем предметам по итогам первого семестра получил «автомат». Пока все сдавали экзамены, подошел к Филатову и попросил показать юридическую практику изнутри. Тогда будущий мэр работал в корпорации ЕЭСУ. Через несколько месяцев Филатов создал собственную юридическую фирму. Это было в 1999-м. С тех пор работают вместе. В 2005 году Александр стал адвокатом, а в 2008-м — заместителем директора в юридической фирме Бориса Филатова.
Очень важно оказаться в нужное время в нужном месте. Тогда все пазлы складываются в одну картину. С будущей женой Татьяной вместе учились. Встречались с первого курса, на пятом поженились. Через год родилась Настя. Сейчас дочери двенадцать лет. Семья предпочитает активный отдых: выезжают на природу, много путешествуют. На машине объездили многие уголки Украины и Европы. Татьяна отлично готовит и часто радует мужа чем-то вкусненьким. Любимое блюдо – утка с яблоками под вишневым соусом.
На счету Александра Санжары десятки успешных судебных дел. Юридический опыт пригодился и во время Революции Достоинства.
— Осенью 2013 года мы помогали активистам Евромайдана, — вспоминает он. – Если кто-то ехал в Киев на суд, все в офисе скидывались и передавали деньги, еду и теплые вещи. Помню, Филатов собрал всех юристов фирмы и сказал, что если кто-то считает своим долгом быть на Майдане, то могут ехать в Киев – зарплата останется неизменной. Несколько человек в тот же день уехали. А 26 января началась акция протеста в Днепропетровске. Я надел лыжный костюм, маску и поехал к облгосадминистрации. Позвонили из офиса: «Ты будешь полезнее не как протестующий, а как юрист, собирай всех». Так и получилось: в течение всей ночи после кровавого воскресенья мы ездили по больницам, райотделам милиции и помогали людям, которых побили либо задержали. Ночью собрались в Бабушкинском районном суде, куда привозили всех задержанных – 26 человек. Одного из них просто схватили возле ЦУМа, когда возвращался с работы. Было несколько инсулинозависимых, которые могли умереть без лекарств.
Судья Бибик не допускал адвокатов и слушателей в зал заседания. Задержанные оказались в СИЗО. «Мы сделали все, чтобы этих людей выпустили. Помогали писать апелляционные жалобы, после их рассмотрения везли судебного распорядителя в СИЗО, чтобы людей поскорее освободили. Позже, как адвокат, я присутствовал на допросах и обысках у активистов, защищал их в судах», — вспоминает юрист.
Вода камень точит. Благодаря многочисленным жалобам, поступившим от юристов и потерпевших, Высшая квалификационная комиссия судей уволила Бибика с должности судьи. Сейчас он в розыске.
Когда Игорь Коломойский стал губернатором Днепропетровщины, Александр Санжара возглавил юридическое управление облгосадминистрации. Тогда много было сделано, чтобы «русский мир» не пришел в регион.
— В город приезжали автобусы с «туристами», которые организовывали пророссийские митинги и меняли украинский флаг на триколор над зданием облсовета, — вспоминает он. – Я помню, как новая команда искала способы их остановить: в начале марта 2014 года появились первые блокпосты на границе области. Потом решили украсить город национальной символикой: вывесили флаги на зданиях всех государственных учреждений, раздавали флажки автолюбителям, разукрасили несколько трамваев. Буквально за неделю город стал сине-желтым. Сепаратисты поняли, что сюда лучше не соваться.
Юридическое управление помогало воинам, переселенцам, волонтерам. Здесь, в Днепропетровске, впервые в Украине суд признал погибшего бойца «Правого сектора» участником АТО. Судебный прецедент был создан, адвокатам стало легче защищать права семей погибших.
В 2015-м Александр Санжара впервые участвовал в местных выборах. Было нелегко. По спискам партии «Украинское объединение патриотов» он баллотировался в городской совет. Одновременно возглавлял днепропетровскую городскую организацию партии и был заместителем начальника избирательного штаба Бориса Филатова.
Александр шел в горсовет по 26-му избирательному округу Днепропетровска, в который входит частный сектор за жилмассивами Победа-3 и Победа-6 и несколько высоток на пятой и шестой Победе. Санжара попал в первую пятерку рейтингового списка партии «Укроп» и получил депутатский мандат.
— Помогло то, что я баллотировался там, где живу, — рассказывает Санжара. – Я показывал людям свой дом рядом с ними, школу, где учится моя дочь. Люди понимали: я хочу, чтобы нам всем было комфортнее жить в этом городе.
На предвыборных встречах с Борисом Филатовым жители попросили кандидата в мэры и кандидатов в депутаты привести в порядок родник за кафе «Фантазия», из которого берут чистую воду. Узнав цену вопроса, Санжара сделал это за собственные деньги. Он удивляется, почему более десяти лет городская власть не могла выделить на обустройство родника столь незначительную для городского бюджета сумму.
В конце прошлого года Борис Филатов привел в городской совет новую команду, Александр Санжара стал заместителем. На нем курирование юридических вопросов, организация документооборота и кадровой работы, нормальное функционирование здания горсовета.
Без «открытий чудных» не обошлось. «Мы обнаружили малоизвестные коммунальные предприятия и учреждения, на которые выделялись огромные суммы бюджетных денег, — рассказывает Александр. – Здесь очень неэффективно расходуются средства. Большинство бывших чиновников преследовали личные интересы или удовлетворяли интересы определенных бизнес-групп».
В планах – перевести в электронную форму документооборот горсовета. Бумажные обращения и заявления часто теряются. Во-вторых, он планирует навести порядок в земельных вопросах.
— Мы должны заставить городской совет работать по закону, — говорит заместитель городского головы. – Придя сюда, мы знали, что уровень коррупции зашкаливает. И сломать эту систему не так-то просто. В городском совете, где образовалось ситуативное большинство, предстоит длительный переговорный и политический процесс.
Также новой команде предстоит преодолеть откровенный саботаж чиновников, которые не спешат освобождать тепленькие места. На момент нашей беседы на больничных были с десяток руководителей коммунальных предприятий и столько же руководителей управлений и департаментов. Болезни проявились после того, как чиновникам сказали, что те не справляются со своими обязанностями.
В здании городского совета и обслуживающих его коммунальных предприятиях несколько тысяч сотрудников. Функции многих управлений дублируются. «Нужно максимально упростить систему городской власти, — говорит Александр Санжара. – Она должна быстро и эффективно реагировать на обращения и потребности граждан. И для того, чтобы она заработала, не нужно выбрасывать миллиарды гривен, которые платят налогоплательщики».
Есть у Александра мечта – научиться управлять самолетом. Наведет порядок в городском совете и будет летать.
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Люди не лохи Ответить | С цитатой